Торговый флот России

 

Торговый флот Российской империи до 1917 года.

 

Основание торгового флота в царской России было заложено царем Петром I вместе с военным флотом. До выхода России на берега Балтийского моря большая часть торговли с европейскими странами осуществлялась через порт Архангельск на Белом море и преимущественно на торговых кораблях иностранных судовладельцев.

Однако, после утверждения России на берегах Балтийского моря и появления в устье реки Невы столичного града С.-Петербург, основной объем торговли стал осуществляться через его порт.

Торговое мореплавание развивалось в Российской империи весьма медленно и торговые корабли под российским флагом перевозили незначительное количество грузов внешней торговли страны. К 1768 г суда под российским флагом перевозили 1,8 % грузов внешней торговли Российской империи. К 1853 году их доля увеличилась до 14,2 %, однако затем понизилась и вплоть до 1912 г в среднем составляла 7,4%. В последний год перед Первой мировой войной она составила 8,5%.

В плоть до 1917 г в составе торгового флота число парусных судов превосходило число пароходов, однако их общий тоннаж был меньше, чем общий тоннаж паровых судов.

На графике видно, что число торговых пароходов увеличивалось не равномерно, бывали годы, когда их число убывало. На графике роста общего тоннажа последовательный рост более очевиден.

Таблица: Количество пароходов в торговом флоте Российской Империи.

Торговый флот Российской империи по сравнению с торговыми флотами морских держав был более чем скромным и в 1887 году он состоял из 212 пароходов, общей валовой вместимостью 153329 брутто регистровых тонн (б. р. т.) и занимал восьмое место по количеству пароходов и девятое место по их суммарной валовой вместимости. Для сравнения, у занимавшей первое место в мире, владычицы морей Британской империи, в составе торгового флота находились 5792 парохода, общей валовой вместимостью 6 595 871 б. р. т., у Германской империи, которая занимала второе место по числу пароходов и третье по тоннажу было 579 торговых пароходов, общей валовой вместимостью 654814 б. р. т.

Очевидно, что по сравнению с торговым флотом Британии, торговый плот Российской империи представлял жалкое зрелище, и от торгового флота Германии он отстал просто безнадежно.

Тем не менее, торговый флот Российской империи продолжал расти и за шесть лет своего «развития», к 1893 году, опустился на 10 место. Число пароходов увеличилось до 242 единиц, общей валовой вместимостью 211664 б. р. т.

Таблица: Количество пароходов в торговом флоте Российской Империи.

За все время своего существования до 1917 года торговый флот Российской империи развивался только при финансовой и правовой поддержке правительства или, иными словами, протекционизму. Частный капитал и частная инициатива занимали в нем скромное участие, и если бы не правительственное участие, то торговый флот был бы на уровне самых отсталых стран мира. Самые крупные судоходные компании РОПиТ и Добровольный флот были учреждены по инициативе и на средства правительства и существовали за счет не только эксплуатационной прибыли, но и за счет субсидий от министерства финансов. Другая судоходная компания Акционерное Общество «Русское Восточно-Азиатское Пароходство», являющееся дочерним предприятием датской судоходной компании, также получала субсидии от министерства финансов.

На кануне гибели монархии в 1917 году торговый флот Российской империи, без учета флота на Каспийском море, по числу пароходов занимал 8 место, а по их суммарной валовой вместимости 11 место. Он состоял из 753 пароходов общей валовой вместимостью 875146 б. р. т.  По тоннажу он незначительно опережал торговые флоты Греции, Голландии и Испании. Для сравнения торговый флот Британской империи насчитывал 10030 пароходов общей валовой вместимостью 20 463881 б. р. т.; торговый флот США – 1904 парохода, общей валовой вместимостью 5116215 б. р. т.; Германии – 1708 пароходов, общей валовой вместимостью 3890542 б. р. т. Японии – 1151 пароход, общей валовой вместимостью 1847453 б. р. т.; флот Швеции – 1037 пароходов, общей валовой вместимостью 926650 б. р. т.; Италии – 694 парохода, общей валовой вместимостью 1685720 б. р. т.

В российском торговом флоте средний тоннаж парохода составлял 1162,21 б. р. т. Для сравнения, в британском – 2040,27 б. р. т.;  США 2687,09 б. р. т.; итальянском – 2428,99 б. р. т.; японском – 1605,09 б. р. т.; греческом- 1986,27 б. р. т.; китайском – 1223,01 б. р. т.; австро-венгерском – 2314,55 б. р. т.; германском – 2277,84 б. р. т. необходимо отметить, что с двумя последними странами Российская империя находилась в состоянии войны с 1914 года.

 

Торговый флот Советского Союза от 1919 до 1941 года

 

После окончания Гражданской войны и создания Советского государства, с 1924 года началось развитие торгового флота первого в мире Социалистического государства. В городе Ленинград на Балтийском заводе были заложены четыре лесовоза, грузоподъемностью 3230 тонн каждый, на которых в качестве главного двигателя установили паровую машину тройного расширения, мощностью около 900 и. л. с. Первые лесовозы получили названия: «Товарищ Сталин», «Товарищ Красин», «Товарищ Томский» и «Товарищ Зиновьев». Позже на Черном море был построен однотипный лесовоз «Товарищ Фрунзе».

В следующем, 1925 году на Балтийском заводе была заложена вторая серия средних морских лесовозов грузоподъемностью 3380 тонн. Пароходы назывались: «Рабочий», «Крестьянин», «Искра» и «Правда».

В октябре 1926 г там же были заложены средние морские лесовозы третьей серии грузоподъемностью 3480 т: «Сакко», «Ванцетти», «Товарищ Урицкий» и «Товарищ Володарский».

В 1927 г там же была заложена четвертая серия средних лесовозов грузоподъемностью 3460 т: «Микоян», «Молотов», «Куйбышев» и «Бухарин».

На лесовозах II, III и IV серии установили паровые машины тройного расширения, мощностью около 950 и. л. с. На пароходах всех 4-х серий было установлено по два цилиндрических двухтопочных котла с пароперегревателями, работающими на угле. Рабочее давление пара в котлах 13 атмосфер, площадь нагрева 2 х 120 м².

Все паровые машины, котлы, а также цельнолитые гребные винты были изготовлены в мастерских Балтийского завода. Однако в виду практически полностью разрушенной промышленности, изготовить все машины и оборудование только из отечественных комплектующих не представлялось возможным, поэтому использовались импортные, например, упорные подшипники поставила фирма «Митчелл», брашпиль «Джон Вильсон», пародинамомашины «Сименс-Шуккерт», машинный телеграф «Робинсон». Корпуса

Проектирование всех первых лесовозов выполнили ленинградские корабелы под руководством инженера-кораблестроителя Павла Густавовича  Гойнкиса.

В 1928 году на Черном море началось строительство большой серии грузовых судов прибрежного плавания, которая в истории торгового флота Советского Союза получила название «Пионер». Проект этих судов был разработан на базе парохода типа «Эльпидифор», заложенного еще до революции на судостроительном заводе в Николаеве. Суда строились на Севастопольском заводе и на одесском заводе имени Андре Марти. Суда имели дедвейт 1165 т. В качестве главных двигателей на них были установлены два дизеля типа МАН, изготовленные на Коломенском машиностроительном заводе, мощностью 375 л. с. каждый. Всего было построено 14 теплоходов, из них в Севастополе: «Пионер», «Земляк», «Работник», «Батрак» (переименован в «Тракторист»), «Местком» и «Судком»; в Одессе: «Молот», «Серп», «Райкомвод», «Делегат», «Аян», «Гиджига», «Спартаковец» и «Рот-Фронт».

Пока шло строительство первых серий лесовозов торговый флот молодой страны Советов продолжал сокращаться как по числу судов, так и по их общей валовой вместимости. После ввода в эксплуатацию лесовозов первых четырех серий, а также теплоходов, построенных на Черном море, он начал расти. За первыми сериями лесовозов на Балтийском заводе были заложены еще несколько серий лесовозов: V – дедвейт 3520 т, V-бис – дедвейт 3800 т. На Адмиралтейских верфях были построены большие лесовозы грузоподъемностью 5500 т: «Волголес», «Двинолес», «Комилес», «Экспортлес» и другие. На Северной судостроительной верфи в 1933 г были построены два лесовоза «Старый большевик» и «Клара Цеткин». В качестве главных двигателей на больших лесовозах были установлены дизельные двигатели марки «Зульцер», мощностью 1800 э. л. с., поэтому они уже были не пароходами, а теплоходами.

В период первых пятилеток промышленность Советского Союза развивалась высокими темпами и для удовлетворения потребности в морских перевозках грузов требовалось большое количество грузовых судов, которые отечественные судостроительные заводы  не могли построить в короткие сроки, поэтому большое количество судов приобреталось заграницей, среди них были как подержанные пароходы, так и построенные по заказу Советского Союза.

Таблица: Количество судов в торговом флоте ССССР в довоенный период.

В Дании были построены три лесовоза дедвейтом 4830 т: «Моссовет», «Кузнецкстрой» и «Уралмаш».

Во Франции два парохода дедвейтом 4030 т «Казахстан» и «Узбекистан». В Великобритании на верфи «Furness Shipbuilding Co Ltd» в городе Стоктон на Тис (Stockton on Tees) были построены семь пароходов дедвейтом 4160 т: «Арктика», «Комсомольск», «Революционер», «Игарка», «Беломорканал», «Белоруссия» и «Диксон». В качестве главного двигателя на них была установлена паровая машина тройного расширения, мощностью 1750 и. л. с.

В Голландии были построены лесовозы с дизельными двигателями мощностью 1500 л. с. и дедвейтом 3635 т: «Валерий Межлаук» («Циолковский»), «А. Андреев» («Ока») и «Косарев» («Волга»), а также два грузо-пассажирских паротурбохода: «Иосиф Сталин» и «Вячеслав Молотов».

Большинство грузовых судов построенных для Советского Союза предназначались для перевозки леса, однако они могли перевозить и зерно и другие насыпные и генеральные грузы.

Таблица: Тоннаж торговых судов СССР в довоенный период.

Строительство большого числа новых торговых судов разных типов  на отечественных судостроительных заводах, а также покупка большого числа торговых судов различных типов позволили Советскому Союзу за 15 лет построить сравнительно большой торговый флот, который в 1940 г насчитывал 699 пароходов, паротурбоходов и теплоходов, общей валовой вместимостью 1305959 б. р. т. Хотя общее число торговых судов было меньше, чем в 1917 году, их общая валовая вместимость была на 405 тысяч  б. р. т. или на половину больше. Среди стран, имеющих морской торговый флот, по числу торговых судов и их общей валовой вместимости Советский Союз занимал 13 место, при этом, как по числу судов, так и по общей валовой вместимости, он значительно уступал первым 12 странам.

Это были трудные пятнадцать лет, в течение которых произошло становление молодого Советского торгового флота.

 

Торговый флот Советского Союза от 1948 до 1991 года

 

Это самый благодатный период в истории российского торгового флота, за все историческое время существования государства Российского.

В течение первого периода рост торгового флота как по численности судов, так и по их общему тоннажу, происходил достаточно медленно. Во время войны Советский Союз получил от США по ленд-лизу около 153 торговых судов различных типов и размеров, в том числе 28 танкеров и 40 сухогрузных судов типа «Либерти», которые по тому времени считались крупнотоннажными грузовыми судами и в течение первых десяти послевоенных лет были самыми большими в Советском торговом флоте.

Кроме судов полученных по ленд-лизу, Советский Союз получил довольно большое число торговых судов по репарации от разгромленной Германии и Финляндии.

Подготовка к послевоенному строительству гражданских судов началась еще в годы Великой Отечественной Войны. В январе 1944 г, по заданию Коммунистической Партии Советского Союза, Всесоюзное инженерно-техническое общество судостроения совместно с представителями основных заинтересованных наркоматов, провело совещание по типизации морских и речных транспортных судов. К постройке было предложено 18 стандартных морских транспортных судов, дедвейтом от 300 до 14200 тонн.

В 1948 г торговый флот Советского Союза насчитывал 952 судна, общей валовой вместимостью 2156987 б. р. т. По числу судов он занимал 9 место, а по их общей валовой вместимости 7 место среди стран, имеющих морской торговый флот.

Строительство судов велось планомерно с учетом потребности развивающейся советской промышленности в морских перевозках. Суда строились различных размеров и различного тоннажа с учетом специфики перевозимого ими груза. Для удешевления стоимости строительства, суда строились сериями, иногда очень большими сериями до 60 штук различных модификаций.

Суда строились как на отечественных судостроительных заводах, так и на заводах социалистических и капиталистических стран.

Начиная с начала 50-х годов на судах перестали использовать паровые машины и полностью перешли на дизельные двигатели и на паро и газотурбинные установки. Так как с производством отечественных судовых дизельных двигателей были определенные трудности, то у датской компании «Бурмейстер и Вайн» была приобретена лицензия на выпуск судовых двигателей различной мощности, которые устанавливались на все морские грузовые суда отечественной постройки.

В 1967 г торговый флот Советского Союза насчитывал 2238 судна, общей валовой вместимостью 10617418 б. р. т. По числу судов  и по их общей валовой вместимости флот поднялся на 6 место среди стран, имеющих морской торговый флот.

Таблица: Количество судов в торговом флоте СССР в послевоенный период.

С середины 50-х годов и до 1991 г для нужд советского торгового флота были построены тысячи различных судов. В торговом флоте находились в эксплуатации суда всех типов и назначений, что позволяло осуществлять перевозки всех видов грузов на отечественных судах. Если в 1925 году доля внешнеторговых грузов СССР, перевезенных на торговых судах под Советским флагом составляла около 2,5%, то в 1990 г она составляла около 53%, при этом следует принимать во внимание, что руководство Советского Союза никогда не ставило целью перевозить своим флотом весь объем грузов, перевозимых морем, разумеется, за исключением каботажных, они на 100% перевозились на судах отечественного торгового флота.

В 1991 г торговый флот Советского Союза насчитывал 7377 судна, общей валовой вместимостью 26,405,044 б. р. т. По числу судов флот занимал 2 место, уступая только Японии, по их общей валовой вместимости флот занимал 3 место среди стран, имеющих морской торговый флот. При этом, по валовой вместимости флот Советского Союза превосходил Японию, но уступал двум флотам банановых стран, имеющим регистры «Удобного флага» –  Либерии и Панамы.

Таблица: Тоннаж торговых судов в СССР в послевоенный период.

Об этом периоде мы публикуем отдельные статьи, посвященные отдельным типам или сериям судов, потому что в одной статье их все даже упомянуть не представляется возможны, количество судов в 7377 единиц говорит само за себя. К великому сожалению, после развала великой страны, наступил длительный период гибели торгового флота Российской Федерации, который продолжается на протяжении 28 лет.

 

 

Торговый флот Российской Федерации от 1992 до 2019 года

 

Это самый трагический период за всю историю существования  торгового флота в Российском государстве.

В 1992 г торговый флот Российской Федерации насчитывал 2622 судна, общей валовой вместимостью 16132427 б. р. т.

За 28 лет реформ, а вернее сказать раздербанивания и хищнического разворовывания народной собственности ворьем разных мастей, некогда могучий торговый флот Советской морской державы практически прекратил существование.

Не смотря на то, что цифры показывают наличие в торговом флоте страны более чем 1000 торговых судов, фактически морских грузовых судов среди них осталось чуть более 100 единиц. Остальные, это суда река-море плавания, рыболовные суда и суда технического флота – ледоколы, земснаряды и другие.

Таблица: Количество судов торгового флота Российской Федерации.

В 2019 г грузовые суда под флагом Российской Федерации перевезли около 1,5% внешнеторговых грузов, перегруженных в морских портах страны. Если читатели помнят, то в 1768 г парусные суда Российской империи перевезли в процентном отношении больше – 1,8%. Как говорится, дальше уже наступают допетровские времена и период Ивана Грозного, когда все грузы внешней торговли перевозились иностранными судами.

В настоящее время Россия полностью утратила транспортную безопасность и полностью зависит от иностранных перевозчиков, более того, торговый флот страны не в состоянии полностью обеспечить перевозку  каботажных грузов, особенно тяжеловесных.

Даже грузы стратегического назначения перевозятся между портами России на иностранных судах, так в 2014 г была осуществлена транспортировка двух многоцелевых атомных подводных лодок с Дальнего Востока на Белое море по Северному Морскому Пути на иностранном судне «Transshelf». А ведь это судно было построено в Финляндии для Советского Союза, однако после его развала было украдено и переведено под «Удобный флаг».

Кроме того только в нынешнем году из порта Усть-Луга во Владивосток по Северному Морскому Пути были выполнены две транспортировки грузовых кранов на судах под иностранным флагом: в июле на судне «UHL Passion» и в октябре на «UHL Partner». Последнее судно в настоящее время находится уже в Тихом океане в районе Камчатки и следует в порт Восточный.

Таблица: Тоннаж грузовых судов торгового флота России.

В настоящее время в составе торгового флота Российской Федерации находится всего 120 сухогрузных судов: лесовозов, многоцелевых судов, балкеров, фидерных контейнеровозов и одного атомного лихтеровоза. Все четыре самых сложных судна построены в Советское время, два на судостроительных заводах в СССР, это атомный лихтеровоз «Севморпуть» и судно-снабженец арктического класса «Василий Головнин», и дав судна в Финляндии, это сухогрузные суда арктического класса «Юрий Аршеневский» и «Капитан Данилкин». Очевидно, что суда имеют возраст свыше 30 лет.

Большая часть морских сухогрузных судов имеет возраст свыше 20 лет, выработало свой моторесурс и морально устарели, кроме того, после 2022 года их нельзя будет эксплуатировать так как они не соответствуют требованиям балластной конвенции, а модернизация большинства из них нецелесообразно из-за финансовых соображений.

Бедственное состояние российского торгового флота объясняется тем, что с 1996 г до 2020 г на отечественных судостроительных заводах было построено только два среднетоннажных сухогруза «Амур» и «Уссури», причем первое судно было построено в 1997 г и разделано на металлолом в 2020, а второе было построено в 2002 г. На иностранных верфях было построено пять судов для компании Норильский никель», несколько балкеров для Мурманского морского пароходства, разворовывание которого ворье завершило в нынешнем году и пароходство объявлено банкротом и вернее всего прекратит свое существование. Также было построено 10 костеров для одной из речных судоходных компаний.

таблица: Количество судов в торговом флоте России

Таким образом за последние 18 лет для торгового флота на отечественных верфях не было построено ни одного морского сухогрузного судна и о планах строительства нет никакой информации.

Главным результатом хищнического и воровского растаскивания народного достояния, которое создавалось на протяжении почти 70 лет трудом миллионов советских людей, стало то, что наша страна лишилась морского торгового флота и для всех здравомыслящих людей и специалистов водного транспорта стало очевидно, что в Российской Федерации, так же как до Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года, развитие торгового флота возможно только при его финансировании и протекционизме правительства страны. Именно поэтому в последние годы строительство всех грузовых судов на отечественных верфях осуществляется по заказу Государственной Транспортной Лизинговой Компании, принадлежащей министерству транспорта РФ. Однако, это, как мы уже упомянули, только суда смешанного река-море плавания.

В 2019 г торговый флот Российской Федерации насчитывал 1356 судна, общей валовой вместимостью 7772112 б. р. т. По данным UNCTAD торговый флот Российской Федерации по суммарному дедвейту занимает 25 место, по этому показателю он уступает таким даже таким «морским державам» как Мадейра, Индия, Саудовская Аравия, Республика Корея и Малайзия. Еще лет десять назад контейнерный флот Дальневосточного морского пароходства занимал 35 место в мире, сейчас он не входит даже в первые 50 мест.

Таблица: тоннаж торговых судов в торговом флоте России.

На последнем графике наблюдается рост суммарного тоннажа торгового флота РФ и будем надеяться, что этот рост сохранится и на российских судостроительных заводах снова начнут строить грузовые суда и наша страна снова обретет транспортную независимость.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+