Совкомфлот сказал своим супертанкерам — Прощай! — Балтийский Ллойд

Совкомфлот сказал своим супертанкерам — Прощай!

 

«Humanity

Auf wiedersehen

It's time to say goodbye

The party's over

As the laughter dies

An angel cries

Humanity…»

(Рок-группа Скорпионс, Клаус Майне и др. )
«…Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,

Ты брал свои вершины не раз,

Не стоит прогибаться под изменчивый мир -

Пусть лучше он прогнется под нас,

Однажды он прогнется под нас…»

(Легендарная советская рок-группа «Машина Времени» и Андрей Макаревич)

 

Фото супертанкера "Свет"

22 ноября 2010 года, кажущегося в настоящее время таким далеким и безмятежным, российская государственная компания Совкомфлот и китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC — «China National Petroleum Corporation» подписали долгосрочное Соглашение о стратегическом партнерстве, в котором, среди прочего, предусматривалось существенное расширение объемов морской транспортировки углеводородов судами российской компании в интересах китайской корпорации. 

Для реализации подписанных соглашений и выполнения взятых на себя обязательств, компания Совкомфлот подписала с китайской судостроительной компанией «Bohai Shipbuilding Heavy Industry» из города Хулудао, соглашение о строительстве двух нефтяных супертанкеров класса ULCC («Ultra Large Crude Carrier»).  

В декабре 2011 года Совкомфлот подписал с китайской компанией «PetroChina International «(«дочка» упомянутой выше CNPC) долгосрочный тайм-чартер на перевозку сырой нефти из портов стран Ближнего Востока, Западной Африки и Венесуэлы в порты Китая. Следует отметить, что «PetroChina International» одна из ведущих в мире нефтегазовых компаний и крупнейший бизнес-партнер российского Совкомфлота, по крайней мере, в то время.

В духе добрых советских традиций, 7 ноября 2013 года, состоялось церемония имянаречение первого в истории российского торгового флота супертанкера дедвейтом 321039 тонн. Танкер назвали «SVET», в честь одноименного нефтеналивного судна русской компании «РОПиТ — Русское Общество Пароходства и Торговли», построенного в 1885 году на шведской верфи Motala Co., в Гетеборге.

   Фрагмент из справочника Lloyd’s Register of Shipping за 1887 год.

Как и его дореволюционный предшественник, новый супертанкер строился под надзором иностранного классификационного общества, старый «Светъ» находился под надзором британского «Lloyd’s Register of Shipping», современный «SVET» строился под надзором норвежского DNV — «Det Norske Veritas».

Технические характеристики супер-танкера:

Валовая регистровая вместимость 167578 б.т. (GT)

Дедвейт 321039 тонн

Длина 332 метра

Ширина 60 метров

Осадка в полном грузу 22,6 метра

Эксплуатационная скорость 16 узлов

Номер ИМО 9625956

Как было заведено в государственной российской компании, новое судно было зарегистрировано в Либерийском регистре и плавало под флагом Либерии, соответственно, порт приписки был Монровия. Для читателей, которые не читали наши ранее опубликованные статьи о Совкомфлот поясним, что Либерийский Регистр создан судовладельцами США и его главный офис находится в штате Вирджиния, таким образом большая часть судов российской государственной компании вопреки стратегическим интересам нашего государства зарегистрирована во вражеской юрисдикции и подчиняется ее законам, а не законам Российской Федерации, более того, российский государственная компания ежегодно платит несколько миллионов долларов вражескому государству за регистрацию своих судов. 

До конца 2013 года новый супертанкер был введен в эксплуатацию и приступил к перевозке нефти для китайской компании.

Судостроители социалистического Китая строят значительно быстрее, чем судостроители капиталистической России, поэтому второй супертанкер последовал за головным не через годы, как у нас, а уже 25 февраля 2014 года. По видимому, для укрепления взаимной дружбы между двумя государствами, новый супертанкер назвали «SCF Shanghai». Танкер имел такие же технические характеристики, как и головное судно, только отличался номером ИМО — 9625968.

Оба супер-танкера спокойно эксплуатировались в тайм-чартере у PetroChina International до 24 февраля 2022 года, которое танкер «Svet» встретил в Индийском океане, осуществляя балластный переход из китайского порта Чжаньцзян (Zhanjiang) в порт Добрая Надежда (Good Hope — USGOP), расположенном на реке Миссисипи в штате Луизиана США, что повидимому можно расценивать как шутку, а его sister ship — выполняя переход с грузом сырой нефти из камерунского морского нефтяного терминала Массонго (Massongo Offshore Terminal) в китайский порт Рижао (Rizhao).

После введенных против Совкомфлота санкций, компания вошла в «финансовую кому» и весьма скоро перестала интересовать вчерашних коллег по бизнесу и «стратегическое бизнес-партнерство» начало быстро рассыпаться, поэтому супертанкер «Svet» сбавил скорость, а затем и совсем «залег» в дрейф в Индийском океане к востоку от острова Мадагаскар. Груженый «SCF Shanghai» продолжил движение в порт выгрузки.  

Компания, находящаяся в «финансовой коме» представляет интерес, в основном, только для любителей «падали», поэтому вчерашние стратегические бизнес-партнеры, испугавшиеся американских санкций, действенное влияние которых они ощутили на своей шкурке за нарушение американских санкций против Ирана, предпочли не иметь деловых отношений с российским Совкомфлотом, по крайней мере, с его торговой маркой, поэтому аннулирование «жирного» тайм-чартера стало лишь вопросом времени, то есть временем выгрузки нефти из танкера «SCF Shanghai» в порту назначения. Как и следовало ожидать, после выгрузки «партнерство» заглохло, а танкер пометавшись в балласте в Желтом море и у берегов Южной Кореи поплелся в направлении Сингапура. Все это время «Svet» болтался в Индийском океане и в конце концов подошел к южноафриканскому Дурбану, где и перестал существовать как виртуальная российская собственность.

«SVET» — Прощай!

 

Оба супертанкера были проданы и уже сменили названия, первый на «TWIN CASTOR», второй — на «TWIN POLLUX», что переводится как близнец Кастор и близнец Поллукс. Кастор и Поллукс — это названия двух навигационных звезд в созвездии Близнецы. Ну что же, названия морские, скажем даже настоящие — штурманские. Флаг у судов остался тот — Либерия (Liberia — LR). В настоящее время братец Кастор малым ходом следует от  южноафриканского Дурбана for orders — на Норд-Ост, а братец Поллукс в Малаккском проливе следует в направлении порта (рейда) Фуджайра (Fujairah AEFJR), находящегося в Оманском заливе на побережье ОАЭ.

Кроме названий танкеры сменили классификационное общество и уже находятся под надзором Indian Register of Shipping (IACS), а также страховщика, новым стала норвежская страховая компания Skuld.

Согласно опубликованным на сайте Equasis данным новым зарегистрированным владельцем обоих танкеров является компания «Al Seer Marine Supplies & Equipment Co PJSC», которая принадлежит «International Holding Company». Обе компании находятся в Дубае. Техническую эксплуатацию (ISM) осуществляет гонконгская компания «Wallem Shipmanagement Ltd».

Что следует из продажи единственной российской пары супертанкеров, возможно и фиктивной.

Не смотря на заверения российских медиа, что санкции российскому правительству, экономике и финансовой системе нипочем, по факту они оказывают свое разрушительное воздействие и наносят ущерб российской экономике и, следовательно народу, на благо которого она и существует в любом государстве, так как многие танкеры компании Совкомфлот по несколько месяцев находятся в ожидании груза, некоторые лишились страховок, за которые были заплачены деньги и весьма сомнительно, что британцы вернут за них средства, ну и разумеется, продажа супертанкеров, других танкеров и газовозов, точно не принесла нашей стране прибыли.

Так же вопреки заверениям о поддержке Китаем России на деле китайские компании опасаются сотрудничества с попавшими под санкции российскими компаниями, и шарахаются от них, как черт от ладана, что может говорить о том, что вряд ли стоит расчитывать на Китай в перенаправлении нефти, десятки миллионов тонн (не баррелей) которой, высвободятся к концу текущего года в результате принятия 6-го пакета санкций ЕС.

Продавая крупнотоннажные танкеры, Россия еще больше лишает себя возможности самостоятельно доставлять нефть условно-дружественным странам, если конечно таковые останутся к началу следующего года, хотя из стран, способных принять на переработку даже пару десятков миллионов тонн сырой нефти, а ее высвободится минимум в 4 раза больше, таковой можно считать только Индию и то, чисто гипотетически. Даже имеющихся   в наличии у компании Совкомфлот танкеров на 24 февраля и строящихся в Корее, недостаточно, чтобы самостоятельно перевести хотя бы сколько-нибудь существенное количество российской нефти, а после продажи единственной пары супер-танкеров и почти десятка других, возможности уменьшились еще значительнее.

Очевидно, что власти в РФ рассчитывает транспортировать «перенаправленную» нефть на иностранных танкерах, однако реальность такова, что с введением санкций на страхование европейскими компаниями танкеров с российской нефтью, других операторов танкеров будет просто не найти.

Нет, не стоило российскому правительству, именно ему, потому что компания Совкомфлот государственная и сомнительно, что ее руководство рискнет самостоятельно распродавать народное достояние без ведома назначивших их лиц, «прогибаться» под западные санкции.  Вместо того, чтобы продавать танкеры и газовозы, необходимо было погасить платежи по кредитам иностранных банков из государственных средств, ведь власти заявляют, что «кубышка» наполнена неплохо. Все суда необходимо было перевести под флаг Российской Федерации, только не в Российский Международный Регистр, а в Государственный и объявить над судами государственный иммунитет, в случае нарушения которого, к нарушившим их странам, будет применена военная сила. 

Показав «прогибом» свою слабость, власть дала повод к дальнейшим санкциям, ибо лиходеи, почувствовав легкую наживу, неприминут возможностью поживиться собственностью русского народа, которая, с легкой руки руководства компании Совкомфлот и беспечности государственных контролирующих органов, находясь под иностранными флагами и лишенная защиты нашего ВМФ, является легкой добычей западных и иных стервятников.


Автор капитан В.Н. Филимонов

Для связи