СК «Совкомфлот» в условиях современной реальности — Балтийский Ллойд

СК «Совкомфлот» в условиях современной реальности

 

Судоходная компания «Совкомфлот» одна из любимых «игрушек» российского правительства и законодательной власти страны. Многие годы ее лелеяли, холили, расписывали на все лады, причем к месту и нет, выставляли на показ, как девку на выданье, мол вот товар — ждем купца не скупердяя, и, после многолетних, мучительных и бесплодных поисков, то ли отчаявшись ждать, то ли опасаясь, что плод перезреет, в самый неподходящий для танкерного рынка период, отважились таки на приватизацию компании и 15,6% акций продали миноритарным акционерам, кои, вне всякого сомнения, были «в счастье» и похотливо потирали, влажные от предвкушения щедрых дивидендов, холеные ладошки. Вырученные от приватизации средства пошли …, нет, «ну что вы сударь, в какой бюджет?», они пошли на погашение кредитов компании, иными словами, российский бюджет не получил ни рубля. Щедрые вливания в виде кредитов продолжали насыщать компанию, добавляя лоску в ее имидж, глянцу в публикации и пополняя список флота на сайте компании, без того весьма внушительный и презентабельный (плохое слово, можно сказать ругательное, но мы его используем). В умах многих «эффективных манагеров», их создателей и кураторов, витал образ этакой «опоры и надёжи» отечественного торгового флота, образ виртуальный и не более того, фактически же компания существующая на иностранные кредиты, управляемая английскими менеджерами из Лондона, эксплуатирующая танкера, подавляющее большинство которых, зарегистрировано в иностранных регистрах (Либерийском) и принадлежит иностранным банкам, и сдающая их преимущественно в чартер в интересах иностранцев, ну ни как не может быть надёжей государства российского, априори не может.

Коль скоро в головах и умах многих утвердилось мнение, хотя и не на основании реальных данных,  что «надёжа имеется», стоит ли удивляться, что после введения западных санкций против России и возникших затруднений с морскими перевозками российских грузов, зазвучали громкие голоса и, даже с «самых верхов», что пора мол «гордости российского морского торгового флота» выполнить свою роль — спасительницы российских морских перевозок, как говорится — ваш выход СК «Совкомфлот». Услышав громкие голоса, прозвучавшие, даже и с «самых верхов», наивные граждане воспрянули духом в предвкушении избавителя от зависимости западных контейнерных, и не только, перевозчиков, своим отказом от перевозок, лишившие наивных граждан, ставших привычными, предметов импортного ширпотреба и не только. Наивным гражданам совсем невдомек, и это простительно, чего нельзя сказать о чиновниках, которые получают щедрое жалованье из бюджета и уже только поэтому обязаны помнить, что «дьявол кроется в мелочах», о том, что танкеры перевозят нефть и нефтепродукты, а не контейнеры и навалочные грузы (зерно, удобрения и т.д.), хотя в нашем случае курьез именно в том, что впервые, именно танкер «Ideal X» был переоборудован предпринимателем из США, Malcom Purcell McLean в контейнеровоз и тем самым совершил революцию в технологии морской перевозки грузов, кроме того, танкеры широко использовались для транспортировки зерна в 60-е годы прошлого века (ну не так уж и давно на самом деле), поэтому они, танкеры СК Совкомфлот» не смогут смягчить удар, нанесенный российской экономике, зловредными западными судовладельцами и операторами грузовых судов. Надежды наивных и доверчивых граждан станут еще более эфемерными после того, как  они узнают некоторые факты о СК «Совкомфлот». Пожалуй уже пора перейти к их изложению, так как едких слов и  нелестных эпитетов в адрес компании произнесли предостаточно.

Нижеизложенное является фактами:

Компания «Совкомфлот» по месту ее регистрации является российской.

Большая часть ее акций, а именно 82,8%, принадлежит правительству Российской Федерации.

Финансовое управление компании осуществляет компания «Совкомфлот (Сайпрус) Лимитед», Лимасол, Кипр.

Фрахтованием судов занимается компания «Совкомфлот (ЮК) Лимитед», Лондон, Великобритания.

На содержание офисов в иностранных государствах и оплату услуг иностранных сотрудников, расходуются десятки миллионов долларов США, кроме того создаются рабочие места во враждебных нашей стране странах.

Подавляющее большинство танкеров компании построено на иностранных верфях на средства иностранных банков, поэтому до погашения кредитов, фактически принадлежит этим банкам.

Подавляющее большинство танкеров компании зарегистрированы под иностранными флагами — удобными, в частности под флагом Регистра Либерии (данный Регистр мало, вернее — ничего, не имеет общего с одноименной африканской республикой и его головной офис находится не в стране, которую кстати образовали отцы-основатели США и столицу назвали в честь 5-го президента США Джеймса Монро, последнего из отцов-основателей, а неподалеку от аэропорта Далласа (Dulles, VA) в штате Вирджиния, США).

Каждый год компания выплачивает Либерийскому Регистру, считай США, за регистрацию судов более 3 миллионов долларов США, кроме того, каждые пять лет выплачивается несколько миллионов долларов за либерийские мореходные книжки и подтверждения дипломов. Разумеется, что за регистрацию судов под флагом Кипра и выдачу морякам мореходных книжек и подтверждений к дипломам, ежегодно выплачиваются большие суммы Кипру.

На судах под иностранными флагами, работающие на них моряки не платят налоги в Российский бюджет, а также им не идет пенсионный стаж.

Обязательное страхование судов компании от различных рисков, а страховок не менее 7, в условиях санкций маловероятно, потому что танкера компании под иностранными флагами  страхуются иностранными страховыми компаниями. Многие вспомнили «эпопею» со страховками для судов, задействованных на строительстве газопровода по дну Балтийского море из РФ к берегам враждебной Германии, так вот со страхованием танкеров дела обстоят существенно сложнее.

Страховки оплачиваются ежегодно и десятки миллионов долларов выплачиваются иностранным страховым компаниям, находящимся во вражеских странах.

Суда, зарегистрированные под иностранными флагами, находятся под техническим надзором иностранных классификационных обществ, например, American Bureau of Shipping — ABS, Lloyd’s Register — LR, Bureau Veritas — BV, Det Norske Veritas — DNV. За ежегодные, пятилетние и другие обязательные освидетельствования и аудиты судов, компания выплачивает им миллионы долларов США, таким образом, пополняя бюджеты вражеских стран и создавая в них рабочие места.

В результате перечисленных выше многочисленных выплат иностранным компаниям,  а также других расходов, связанных с обслуживанием судов компании, находящихся под иностранными флагами, ежегодно, российская экономика и бюджет теряют сотни миллионов долларов США, и тысячи рабочих мест. Фактически, российская государственная компания, на протяжении более 25 лет, поддерживает экономики вражеских государств.

Список судов недоступен на сайте компании, а именно суда являются ее гордостью, а не что (кто) иное. Доступ к списку прекратился после введения санкций против компании.

Танкера компании перевозят нефть и нефтепродукты не для каких то безымянных получателей, а в основном для мировых лидеров нефтяного рынка: компаний Shell, BP, ExxonMobil и других, им подобных.

Фрахтование танкеров для перевозки нефтепродуктов имеет много особенностей и сильно отличается от фрахтования других грузовых судов, на столько сильно, что в настоящее время в Российской Федерации фактически утрачены навыки торговли нефтью на условиях поставки «СИФ иностранный порт».

Все без исключения танкера, регулярно, а фактически каждый рейс, проходят процедуру проверки, так называемый Веттинг инспекшин, которую проводят, уполномоченные  специализированные компании, которые ни при каких обстоятельствах не будут нарушать санкции, а без прохождения такой проверки, перевозка нефти и нефтепродуктов практически невозможна.

Стоимость судов, находящихся у компании в эксплуатации, оценивается в 430364000000 рублей (430 миллиардов 364 миллиона рублей) или 5792824588 долларов (5 миллиардов 792 миллиона 824 тысячи 588 долларов) США, по обменному курсу Центрального банка РФ на 31 декабря 2021 года, дату финансового отчета компании (1 $ = 74.2926 руб).

Финансовые обязательства компании оцениваются в 249463000000 рублей (249 миллиардов 463 миллиона рублей) или 3357844522 доллара (3 миллиарда 357 миллионов 844 тысячи 522 доллара) США, по курсу, указанному выше.

Прибыль компании за 2021 год составила 35800000000 рублей (35 миллиардов 800 миллионов) или 481878410 (481 миллион 878 тысяч 410) долларов США.

Прибыль компании за 2020 год составила 266865000000 рублей (266 миллиардов 865 миллионов) или 3623219888 (3 миллиарда 623 миллиона 219 тысяч 888) долларов США.

Санкции против любой компании делают ее «токсичной» с точки зрения сотрудничества с ней и пользования ее услугами и продуктами ее производства.

После введения западных санкций против компании «Совкомфлот», она становится «токсичной» для большинства компаний, особенно поддержавших санкции, а все ведущие мировые нефтяные компании их поддержали.

После введения санкций против СК «Совкомфлот» ее танкера перестали фрахтовать ведущие мировые нефтяные компании.

Большинство танкеров компании в настоящее время (2 апреля 2022) находятся без работы и сконцентрированы в Балтийском море (Финский залив и подходы к нему), Черное море, Мраморное море, Владивосток — Находка, на подходах с Сингапуру, в Баренцевом море (к северо-западу от Кольского залива), некоторые танкера находятся в Красном море и других морях, а также в океанах.

В настоящее время (2 апреля 2022) 30 танкеров и газовозов из 109, находящихся под иностранными флагами, транспортируют нефть, то есть находятся с грузом, на переходе, в портах и на якоре, из них не все имеют порт назначения, из них 2 газовоза с СПГ находятся в Балтийском море для снабжения терминал у побережья Калининградской области.

Танкера и суда снабженцы, находящиеся под флагом РФ, продолжают эксплуатироваться в обычном режиме на перевозках нефти в русской Арктике из Обской губы в Кольский залив и обслуживать российские буровые в Арктике и у Сахалина.

Санкции создали большие трудности для эксплуатации танкеров компании.

В случае, если России удастся найти сбыт нефти в третьи страны, например, в Индию, а другие развивающиеся страны потребляют ничтожное, по сравнению с ней, количество нефти, то с их транспортировкой танкерами компании, возникнут сложности.

В случае запрета для судов под флагом Либерии перевозить российскую нефть, танкера компании не смогут заниматься ее транспортировкой.

Перерегистрация большинства танкеров компании из под флага Либерии под флаг Российской Федерации невозможна, так как они не являются собственностью РФ, а принадлежат иностранным банкам, находится у них в залоге.

Перерегистрация по аналогии с лизинговыми российскими самолетами невозможна, так как в отличии от самолетов, летающих в воздушном пространстве РФ, танкера перевозят нефть через международные воды и заходят в иностранные порты, в которых на них будет наложен арест по искам от банков-владельцев, а некоторые и даже большинство, будет задержано еще на переходе в международных водах, кораблями ВМС стран НАТО.

Задержка с погашением кредитов на срок более оговоренного в контракте, а это примерно 3 месяца, для иностранного банка-кредитора, будет служить основанием для вывода танкера из СК Совкомфлот, после чего распорядиться им по собственному усмотрению.

Возможность реструктуризации долговых обязательств перед иностранными банками в условиях санкций выглядит весьма маловероятной, а возможность перекредитования — совсем невероятной.

Гарантии государства и финансовые вливания бюджетных средств не смогут оказать долгосрочного положительного влияния на финансовое положение компании.

Существует еще большое число, вызванных санкциями обстоятельств, которые создают значительные трудности для эксплуатации танкеров компании, наносят ей значительные финансовые убытки.

Перечисленные факты, в совокупности, представляют весьма существенную угрозу для эксплуатационной деятельности и финансовой стабильности компании, и создают реальную угрозу для ее банкротства перед многочисленными кредиторами.

Джон Голсуорси, устами персонажа в своем великолепном романе «Сага о Форсайтах» сказал: «Часто то, что мы больше всего любим, становится причиной нашей гибели». Любовь псевдо-созидателей СК «Совкомфлот» к офшоризации и иностранщине, их многолетнее усердие по глобализации компании, ее рафинированию от всего русского и лишение ее российской идентичности, в наше время сработало против них, причем в духе гения британской литературы, с берегом Темзы, которую много лет назад облюбовали в качестве «тихой гавани», все эти псевдонимы-созидатели, и для которой, многие из них, после введения санкций, стали персонами, ну совсем маложелательными, о чем нам разумеется нет никакого дела, нам за державу обидно.


Автор капитан В.Н. Филимонов