Санкционная удавка — Балтийский Ллойд

Санкционная удавка

Фотография теплохода

Фото автора

Можно сколько угодно утверждать, что западные санкции нам не почем и от них отечественное гражданское судостроение, в лице Объединенной судостроительной корпорации, только выигрывает, успешно осваивая импортозамещение, только вот, если приглядеться повнимательнее, то на деле все выглядит с точностью до наоборот, и не песни надо петь, а за ум браться и делом заниматься.

Обиднее всего осознавать, что удавку, которую санкции медленно, но неуклонно затягивают на шее ОСК, корпорация сама себе и накинула, причем не когда-то давно, а совсем даже недавно.

Мы уже не раз высказывались с критикой в адрес грузовых судов смешанного река-море плавания проекта RSD59 и в этой статье речь снова о них, точнее об их движительном комплексе.

Дело в том, что суда данного проекта, которые нижегородский завод «Красное Сормово» выпускает по десятку в год, оборудованы Винто-рулевыми колонками или сокращенно ВРК. Данные ВРК разумеется иностранные, их выпускает немецкая компания Schottel.

Доподлинно не известно, чем руководствовались конструкторы принимая решение оборудовать суда данного проекта дорогущими иностранными ВРК, но можно предположить, что намерения были благие. Однако, как раз ими и выстлана дорожка в ад, в нашем случае, санкционный.

Спору нет, ВРК хороши, с ними суда данного проекта имеют просто великолепную управляемость и устойчивость на курсе. В этом мне довелось самому убедиться на одном из судов данного проекта. Однако этим только достоинства и ограничиваются, дальше идут сплошные недостатки.

Рано или поздно, но дойдет и до санкций на поставки ВРК в Россию, тогда, находящиеся в стадии постройки суда, можно будет резать на металлолом, потому как ВРК для них не будет. Но это даже не полбеды, а беда будет с уже находящимися в эксплуатации судами.

На находящихся в эксплуатации судах, для поддержания любого механизма в работоспособном состоянии, на регулярной основе, необходимо проводить его техническое обслуживание. Для технического обслуживания необходимы запасные части, желательно оригинальные, то есть, выпущенные производителем ВРК. Использование контрафактных деталей или аналогов, практически всегда, приводят к ухудшению работоспособности механизма, сокращают срок его эксплуатации, приводят к отказам и поломкам.

Принимая во внимание все вышесказанное, вызывает сомнение, что находящиеся в эксплуатации суда смогут эффективно отработать до конца срока их окупаемости. Так как все суда данного проекта построены по лизинговой схеме, то сроком окупаемости можно считать срок погашения лизинговых платежей. В марте 2021 года срок лизинговых платежей для судов проекта RSD59 был реструктурирован и продлен до 15 лет. С точки зрения окупаемости грузовых судов, это очень длительный срок, выходящий за разумные сроки оборота капитала и поэтому, с коммерческой точки зрения, убыточный. С эксплуатационной точки зрения, это еще более длительный период. Уже после первых пяти лет эксплуатации каждому судну требуется ремонт, после десяти лет эксплуатации большинство механизмов будет изношено и для их поддержания в исправном состоянии потребуется дорогостоящий ремонт или полная замена. Так как все суда данного проекта переданы в эксплуатацию вновь созданным компаниям, большинство из которых практически не имело опыта эксплуатации, не только судов данного проекта, но и  судов вообще, то эксплуатация судов будет осуществляться с минимальными затратами, что приведет к значительному износу техники и судна в целом в сравнительно короткие сроки.

К чему приводит поломка ВРК можно судить по примеру поломки на одном из судов данного проекта в марте прошлого года. Судно повредило ВРК во льдах в Рижском заливе, вынуждено было прервать рейс и прийти в порт Калининград на ремонт. Обследование показало, что ремонт невозможен и требуется замена ВРК. Новая ВРК изготавливалась два месяца, все это время судно стояло в порту. Вместе с заменой ВРК простой судна составил более 2,5 месяцев. Это было в сравнительно спокойном 2021 году. Можно представить, что будет, если подобное повреждение или поломка ВРК произойдут в настоящее время или в будущем, в условиях жестких санкций со стороны вражеских стран западной цивилизации и их приспешников.

Если суммировать вышесказанное, можно прийти к выводу, что установка на грузовые суда смешанного река-море плавания, винто-рулевых колонок иностранного производства не целесообразна, ни с коммерческой, ни с эксплуатационной точки зрения и должна быть прекращена. Альтернатива им, это традиционная для отечественных судов смешанного река-море плавания  компоновка винто-рулевого комплекса, состоящая из двух винтов фиксированного шага (ВФШ) и поворотных асинхронных насадок. Разумеется, это вызовет необходимость прекращения строительства судов проекта RSD59, ну да от этого наш речной флот ничего не потеряет. Наступило время для проектирования, строительства и эксплуатации других судов смешанного река-море плавания, которые будут наилучшим образом отвечать потребностям современной российской экономики и традициям отечественного гражданского судостроения, традициям, сформировавшимся в нашей стране и доказавшим свою целесообразность, практичность, экономичность и высокую эксплуатационную эффективность.


Автор капитан В.Н. Филимонов