По данным Alphaliner на 30 мая 2022 года мировой рынок контейнеровозов насчитывает 6369 (6221) судов, в том числе 5569 (5330) ячеистых контейнеровоза. Суммарная вместимость всех контейнеровозов составляет 25639749 (24317608) TEU, в том числе вместимость ячеистых контейнеровозов 25259681 (23861062) TEU. Общий дедвейт мирового флота контейнеровозов составляет 307203515 (293619238) тонны.
Для наглядности динамики роста международного контейнерного флота, в скобках приведены данные на 04.02.2021.
Таким образом, за последние год и 3 месяца, мировой флот контейнеровозов продолжал увеличиваться как по числу судов, так и по их суммарному дедвейту и контейнеровместимости.
В состав ведущих контейнерных перевозчиков входят поглощенные ими менее крупные компании, название которых упоминать уже не имеет смысла, как говорится «умерла, так умерла».
Как и ожидалось, компания Mediterranean Shipping Company — MSC, в результате последовательного роста тоннажа и расширения географии перевозок, наконец обогнала многолетнего лидера контейнерных перевозок датскую Maersk и обосновалась, надо полагать весьма надолго, на первой строчке в рейтинге мировых контейнерных перевозчиков. Ну что же, место почетное, смена лидера закономерная и красноречиво свидетельствует, что для достижения успеха достаточно усердие в достижении поставленных целей в сочетании с щедрым финансированием и они рано или поздно сделают свое дело даже не смотря на возникающие убытки, а таковых в компании MSC было предостаточно.
Число компаний «миллионников», осталось без изменений, только некоторые из них поменялись местами, MSC. обошла «датчанку», CMA CGM Group обошла китайскую COSCO Group, а тайваньская Evergreen отодвинула японскую «сакуру» ONE и дышит в затылок немецкой Hapag-Lloyd.
Ниже с 8 по 12 места все без изменений и южнокорейская HMM после завершения своей текущей программы судостроения вплотную приблизится к «миллионникам». На 15 место поднялась другая «датчанка» — UniFeeder, эффективно оперирующая «фидерами» в Европе. Ниже по списку, региональные компании меняются местами, но их доля в мировых контейнерных перевозках менее 1% у каждой.
Самое большое количество новостроев заказано компанией MSC – 106 судна, суммарной вместимостью 1369286 TEU или 31,2% от находящегося у нее в эксплуатации тоннажа.
Большое количество заказов у региональных перевозчиков, которые в процентном отношении к имеющемуся у них в эксплуатации тоннажу, заказали большое число контейнеровозов, например, компания HR Lines заказала 6 судов суммарной вместимостью 17400 TEU, что составляет 188,7% к имеющемуся у нее тоннажу, компания Asean Seas Lines 8 судов (14660 TEU) — 179,8%, SITC — 41 судно (74663 TEU) — 52,4%, X-Press Feeder Group — 23 судна (108834 TEU), TS Lines — 25 судов (78857 TEU) — 72,1%.
Большое число, находящихся в строительстве судов, говорит о имеющихся перспективах дальнейшего роста объемов контейнерных перевозок.
К сожалению, на этом «празднике жизни» нет российских компаний. В топ 100 сохранилась только одна российская компания FESCO, по русски — Дальневосточное Морское Пароходство. Сахалинское морское пароходство опустилось ниже 100 и перестало представлять интерес.
Россия полностью зависит от иностранных контейнерных перевозчиков, суда которых доставляют контейнеры в российские порты и из них. Даже наложенные на страну санкции и отказ кругосветных перевозчиков из топ 10 доставлять контейнеры в порты РФ и на этом фоне снижение числа заходов контейнеровозов в российские порты, не вызвали в России ни малейшего движения в отечественном судостроении своих контейнеровозов. Таким образом, страна как была на уровне недоразвитых стран, неспособных самостоятельно обеспечить перевозку хотя бы трети грузов своей внешней торговли, так и останется таковой в обозримом будущем.
Детальную информацию 100 мировых контейнерных перевозчиков можно посмотреть на сайте Alphaliner TOP 100:https://alphaliner.axsmarine.com/PublicTop100/.
Автор капитан В.Н. Филимонов