Перевозка российской нефти на Восток — Балтийский Ллойд

Перевозка российской нефти на Восток

 

С появления в СМИ информации о возможном введении странами Евросоюза санкций на поставки в их страны российской нефти, начались рассуждения что делать с высвобождающимися десятками миллионов тонн «черного золота» и при существующей безальтернативности, зазвучали оптимистические заявления, перенаправить «нефтяные потоки» на восток, в Индию, Китай и…, ну да, а других возможных потребителей нефти там и нет, а в предполагаемых объемах, тем более, да и по большому счету даже для Индии намного дешевле, а значит выгоднее, приобретать нефть у соседей, стран Персидского залива, Индонезии, Малайзии, Брунея. О Китае и говорить не стоит, он не будет покупать у России десятки миллионов тонн высвобождающейся в Европе нефти, ну просто потому, что ее перевозка из портов Балтики и даже Черного моря, ну очень не выгодна, когда вокруг него полно нефти, опять же из Персидского залива, Индонезии, Малайзии, Брунея, Вьетнама.

Ладно, представим, чисто гипотетически, что найдется в Азии государство, готовое приобрести у России в 2023 году свободную нефть. До 24 февраля Европа потребляла около 108 миллионов тонн российской нефти. Сообщается, что до конца текущего года Европа откажется почти от 90%, тогда, разумеется, условно, потому что отказ произойдет не в один день, а в течение оставшихся месяцев, с нового года, Россия, может начинать поставлять нефть тому «счастливчику», решившемуся вопреки здравому смыслу, ее покупать. 90% — это более 90 миллионов тонн сырой нефти. Вопрос, как ее доставить потребителю? 

Фрахтовать иностранные танкеры? Но ожидается запрет на страхование танкеров с российской нефтью, а так как большинство танкеров, перевозящих нефть из портов РФ в Европу, принадлежат европейским судовладельцам, то они этими перевозками заниматься не будут, но даже, если все эти танкера, вдруг, будут ее перевозить, то перевезут всего пятую часть от требуемого количества, потому что расстояние от российских портов в Финском заливе до портов Европы как минимум в пять раз меньше, чем  до портов Индии, а еще будут задержки при прохождении Суэцкого канал и ожидания выгрузки в Индии, так что их все равно будет недостаточно и потребуется еще большее число танкеров, причем, в разы.  Тогда кто? Других независимых судовладельцев, имеющих сотни крупнотоннажных танкеров, простаивающих без работы, на планете Земля нет. Кроме того, кто сказал, что кто то из судовладельцев, имеющих некоторое число танкеров, отважится заняться такими рискованными перевозками. Нет, предположить разумеется можно, например, среди греческих судовладельцев могут найтись желающие, но у них все равно не будет большого числа танкеров, так как все освободившиеся танкера европейских судовладельцев будут заняты на перевозках нефти в Европу из Африки, Южной Америки, Саудовской Аравии, Персидского залива, кроме того им придется искать где-то на стороне страховые компании для страхования груза, так что они не смогут перевезти всю нефть.

Тогда российским экспортерам нефти, а вернее сказать российскому правительству, придется уповать на своих судовладельцев, имеющих танкерный флот. Таковых в стране условно два, Совкомфлот и Роснефтефлот, условно, потому что флот остальных, это либо хлам, либо суда смешанного река-море плавания, на них в Индию нефть не возят. 

Если предположить, разумеется, чисто гипотетически, что все танкера Совкомфлота, оставшиеся у него после «весенней распродажи», сохранятся до нового года, то их суммарный полезный  (за вычетом топлива, воды и прочих судовых запасов) дедвейт составит приблизительно 7947000 тонн. К нему можно добавить еще один танкер типа «Николай Задорнов», строительство которого продолжается в Южной Корее и два Афрамакса Роснефтефлота, «Владимир Мономах» и «Владимир Виноградов», что добавит примерно 330000 тонн полезного дедвейта. Таким образом, будет в наличии 8277000 тонн дедвейта.

Теперь посчитаем сколько, приблизительно, они смогут перевезти нефти за год. 

Продолжительность кругового рейса из портов на Балтики до Индии и обратно будет примерно 50 суток. Делим 365 дней на 50 получаем 7,3, то есть, если отбросить три десятки, то каждый танкер за год выполнит 7 рейсов. Умножаем 7 на суммарный дедвейт 8277000 тонн и получаем 57939000 или грубо 58 миллионов тонн нефти в год. Разумеется, что из портов Черного моря расстояние меньше, следовательно круговой рейс короче, однако там Черноморские проливы, а это тоже задержки, так что короче будет не на много, но какое то количество можно добавить, например 2 миллиона, таким образом 60 миллионов или 2/3 от 90 мил., требуемых перевезти.

Пока задачу не решили, посмотрим, как тем же числом танкеров перевезти большее количество нефти, для чего необходимо увеличить провозную способность, а это можно сделать, только если значительно сократить продолжительность кругового рейса. Для этого необходимо устроить перевалочную базу на Красном море, в дружественной России стране, разумеется, если такие еще остались. В ней поставить несколько супертанкеров-накопителей и  для них возить нефть танкерами река-море плавания из портов Черного моря. Танкера такие имеются, правда в некотором количестве, которое наши судостроители могут увеличить довольно быстро, если начнут строить, причем Выборгский судостроительный завод имеет опыт строительства танкеров для Казахстана типа «Астана», дедвейтом 12360 тонн, а это существенно больше, чем дедвейт танкеров река-море. Очевидно, что необходимо найти возможность достроить Афрамаксы заложенные на СЗ «Звезда». В Петрограде, на Адмиралтейских верфях необходимо заложить танкера дедвейтом 70000 тонн, так как завод такие танкера строил в 2007 году, ну и, разумеется, никто не мешает начинать строительство супертанкеров на Керченском СЗ «Залив», где были построены легендарные советские супертанкеры типа «Крым».

Таким образом, чисто гипотетически, можно, обеспечить перевозку более 60 миллионов тонн нефти, однако даже не гипотетически, а вернее сказать расчетно, потому-то фактически все будет значительно хуже, так как до нового года «дотянут» не все танкера Совкомфлота, правительство не будет договариваться о перевалочной базе на Красном море и не будет строить новые танкеры на заводах, не будет переводить под российский флаг имеющиеся в Совкомфлоте танкеры, а также не будет создавать государственную страховую компанию для страхования всех своих танкеров и грузов, и ничего не будет делать другого, а знаете почему? Потому что правительству ни к чему сотни тонн индийских рупий, которые Индия будет платить за нефть, ведь за доллары и евро, она нефть покупать не сможет. 

Ну что же, ближайшее время покажет, как наше правительство будет решать вопрос с высвобождающейся нефтью, по крайней мере, независимые от воли враждебных стран, способы ее доставки существуют, было бы желание и воля властей, а российский ВМФ обеспечит защиту российских танкеров с российской нефтью на морских путях ее транспортировки.


Автор капитан В.Н. Филимонов