Европа против нефти из России — Балтийский Ллойд

Европа против нефти из России

 

Евросоюз принял решение отказаться от нефти из России и включил запрет на ее импорт в шестой пакет санкций, которые вступили в силу 2 июня. В соответствие с санкциями поставки нефти морем из российских портов должны быть прекращены через 6 месяцев, то есть ко 2 декабря текущего года, а нефтепродуктов через 8 месяцев, то есть ко 2 февраля 2023 года.

В настоящее время российская нефть и нефтепродукты поступают в порты Европы из портов Российской Федерации, на Балтике, это Приморск, Усть-Луга, Высоцк (Выборгская губа) и Петроград, на Черном море из портов Новороссийск, Туапсе, порт Кавказ, рейд в Керченском проливе и из Ростова на Дону (с ВВП).

До 24 февраля на транспортировке нефти и нефтепродуктов были задействованы танкеры судоходной компании Совкомфлот, российские танкеры смешанного река-море плавания и танкеры иностранных судовладельцев, среди которых первое место, пожалуй, занимали греки. После введения санкций против СК Совкомфлот, большинство танкеров компании прекратили перевозки нефти в европейские порты, отмечались только единичные рейсы, а к лету и они почти прекратились, по крайней мере из портов на Балтике, на Черном море перевозки в направлении на Болгарию, Румынию и Грецию сохраняются осуществляются танкерами смешанного река-море плавания.

скриншот карты Балтики

Скриншот с картой Балтики

Из портов Балтики перевозки в порты Европы осуществляются только танкерами иностранных судовладельцев. Современные способы объективного контроля позволяют оценить плотность движения танкеров между российскими портами и европейскими, для этого достаточно воспользоваться сайтами MarineTraffic, VesselFinder или каким-нибудь другим. На этих сайтах танкеры легко отличить от других типов судов по цвету символа, на первом они красные, на другом оранжевые. 

В настоящее движение танкеров от Балтийских проливов в направлении портов Финского залива и в обратном направлении, сохраняется довольно плотное, о чем можно судить по скриншотам.

На Черном море цепочка не очень выражена, тем не менее легко различима от Босфора российским портам, особенно в направлении порта Новороссийск, кроме того отмечается скопление танкеров в центральной части моря, где они лежат в дрейфе в ожидании указаний от своих фрахтователей.

скриншот карты Черного моря

Скриншот карты Черного моря

На Балтике все последние месяцы, очевидно, что и в предшествующие, просто не было повода пристальнее наблюдать, перевозки нефти осуществляют нефтяные танкеры греческой судоходной компании Minerva Marine Inc. Компания имеет приличное количество танкеров класса Суэцмакс — 7 единиц, Афрамакс — 27 единиц и Среднего размера (Medium Range — MR) — 19 единиц, которые построены в период с 2004 по 2021 год. Имеются в составе флота компании и супертанкеры класса VLCC, однако из-за ограничений по осадки на Балтику и в Черное море они не заходят.

На Черном море тоже доминируют танкеры греческих судовладельцев, из которых выделяется компания Kiklades Maritime Corporation, имеющая в составе флота танкера класса Афрамакс и Афрамакс ЛР2 — 4 единицы и класса Суэцмакс 10 единиц. Все танкеры компании построены после 2012 года, а 6 Суэцмаксов вообще построены в 2020 — 2021 годах.

Очевидно, что если ситуация не изменится и санкции на российскую нефть не отменят, а Великобритания планирует также до конца года от нее отказаться, то начиная с осени движение нефтяных танкеров в направлении российских портов должно начать сокращаться, так как их начнут перенаправлять для транспортировки в европейские порты нефти из других стран, а к концу ноября останутся только танкеры, транспортирующие из России нефтепродукты. Разумеется, если найдутся покупатели российской нефти в других, не европейских странах, которые увеличат закупки нефти, а также найдутся судовладельцы и нефтяные брокеры, решившие на этих перевозках заработать, то какие то нефтяные танкеры будут «расцвечивать» зеленую цепочку из сухогрузных судов, это мы будем все наблюдать в осенний период, наслаждаясь прохладой после жаркого лета.


Автор капитан В.Н. Филимонов