Навигация в Восточном секторе Арктики – Балтийский Ллойд

Навигация в Восточном секторе Арктики

Во времена Советского Союза, начавшего освоение Арктики, ее условно разделили на два сектора, Западный – от Новой Земли до м. Челюскина в проливе Бориса Вилькицкого и Восточный – от м. Челюскина до м. Дежнева в Беринговом проливе.

В Западном секторе Арктики навигацию поддерживали круглогодично при помощи большого числа атомных и дизель-электрических ледоколов, а для доставки грузов, преимущественно в порт Дудинка, и вывоза из него продукции Норильского ГОК, использовали специализированные грузовые суда арктического класса, типа «Амгуэма», «Петр Великий», «Михаил Стрекаловский», проектов SA-15 и SA-15 Super.

Атомные ледоколы были трех типов, первый «Ленин», второй тип «Арктика» – 4 единицы («Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз») и третий тип «Таймыр» – 2 ледокола («Таймыр» и «Вайгач»).

Самыми мощными из дизель-электрических были ледоколы типа «Капитан Сорокин» – 3 единицы («Капитан Сорокин», «Капитан Николаев» и «Капитан Драницын»).

В Западном секторе навигацию поддерживали в основном ледоколы Мурманского морского пароходства.

В Восточном секторе Арктики навигация была возможна только в летнее время, вернее, с середины лета и до середины осени. В период навигации ледокольную проводку в основном выполняли дизель-электрические ледоколы Дальневосточного морского пароходства типа «Москва» – 5 единиц («Москва», «Ленинград», «Киев», «Мурманск» и «Владивосток») и типа «Капитан Сорокин» – «Капитан Хлебников». Также использовались менее мощные ледоколы типа «Ермак» – 3 единицы («Ермак», «Адмирал Макаров» и «Красин»).

В Восточном секторе ледовые условия были более тяжелые, чем в Западном, поэтому навигация была возможна только в летне-осенний период. Для транзитных перевозок Арктика можно сказать не использовалась, поэтому и не было нужды поддерживать круглогодичную навигацию в Восточном секторе.

После распада СССР об Арктике забыли на 25 лет и вспомнили только потому, что на Ямале начали осваивать месторождения природного газа, разведанные еще советскими геологами в 1970 году. К началу освоения Южно-Тамбейского газового месторождения практически весь грузовой флот арктического плавания, построенный во времена Советского Союза, был уже разворован и уничтожен, поэтому все модули для строящегося завода для сжижения газа доставлялись на Ямал иностранными судами. Порт Сабетта и подходные каналы также углубляли иностранцы – голландская компания. С ледоколами было проще, огромную помощь оказало глобальное потепление, которое несколько облегчило ледовые условия, поэтому оставшиеся три атомных ледокола «Советский Союз», «Таймыр» и «Вайгач», а также достроенные уже после распада СССР – «Ямал» и «%0 лет Победы», смогли обеспечить проводку грузовых судов.

После выхода завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» на полную мощность, объемы его перевозки составили примерно 16,5 мил тонн в год. Его перевозят на 15 специальных арктических газовозах. До 2020 года его перевозили из Сабетты в Европу, а в мае 2020 года газовоз «Christophe de Margerie» совершил сверхранний рейс через Восточный сектор Арктики и доставил первую партию СПГ из Сабетты в Китай.

Не смотря на то, что данные газовозы изначально проектировались и строились для круглогодичной перевозки СПГ в Западном секторе Арктики и летне-осенней в Восточном секторе, в новом 2021 году, в начале января, два газовоза отправились с грузом СПГ из Сабетты в Китай, это «Christophe de Margerie» и «Nikolay Yevgenov». Первый под флагом Кипра принадлежит условно российской компании «Совкомфлот», второй, под флагом Багамских островов, принадлежит английской компании «Teekey Shipping Ltd.». В конце декабря 2020 года, навстречу им, из Китая в Сабетту, отправился газовоз «Nikolay Zubov», который принадлежит греческой компании «Dynagas Ltd» и ходит под флагом Кипра. Все три газовоза, как и остальные 12, зафрахтованы на срок от 15 до 20 лет, компанией НОВАТЭК. На принадлежащем компании Совкомфлот газовозе экипаж был в основном из граждан России, на остальных 14, принадлежащих иностранным судовладельцам, экипажи формируются из граждан различных национальностей, преимущественно из граждан Индии и Филиппин.

Карта

Положение газовозов на 12 января 2021 г, в 11:54 МСК.

На всех газовозах, в обязательном порядке, находятся как минимум, два ледовых лоцмана, которых предоставляет компания «Росморпорт».

Вчера 11 января все три газовоза находились севернее Новосибирских островов. Вчера «Christophe de Margerie» разошелся с газовозом «Nikolay Zubov» и сегодня уже преодолевает льды Восточно-Сибирского моря, направляясь к проливу Лонга.

Сегодня, около полудня по московскому времени, к югу от острова Беннетта, «Nikolay Yevgenov», тоже разошелся с газовозом «Nikolay Zubov».

Газовозы преодолевают льды самостоятельно, без помощи атомных ледоколов, которым в настоящее время хватает работы в Западном секторе, где они осуществляют проводку судов в Обскую губу и на Енисей в Дудинку. Вполне возможно, что встреча газовозов у Новосибирских островов всего лишь случайность, однако она помогает судам преодолевать тяжелые льды, используя канал во льдах, оставленный прошедшим судном. Разумеется, канал быстро затягивает льдами, тем не менее, суда получают друг от друга самую свежую информацию о ледовой обстановке, что в любом случае не бывает лишним в таких непростых условиях.

Карта ледовой обстановки

Карта ледовой обстановки с маршрутом движения газовозов.

Газовоз «Christophe de Margerie» направляется в китайский порт Далянь, куда дает подход на 26 января, а «Nikolay Yevgenov» следует в китайский порт Тяньцзинь, куда дает подход на 28 января.

Судя по карте ледовой обстановки «Christophe de Margerie» может пройти мыс Дежнева к концу текущей недели, так что ждем официальных рапортов об очередных достижениях в Арктике, которые стали возможны благодаря международному сотрудничеству и разработкам компаний в различных странах мира.


Автор капитан В.Н. Филимонов