105-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции, посвящается
Мы воспринимаем окружающий нас порядок вещей, как что-то само собой разумеющееся, в основном даже не задумываемся откуда что взялось, труд скольких людей вложен в развитие той или иной инновации, приведшей к революции сначала в науке, затем в технике и в конце своего пути дошедший до каждого из нас в виде какой-то вещи или услуги. Имена гениев Стива Джобса, Била Гейца, Жореса Алферова, гремели на весь мир ещё каких-то десять лет назад, однако в наше время, уже далеко не каждый молодой человек сможет сказать, каким изобретением они прославились, хотя сами же не могут прожить и получаса без их изобретений. А что уж говорить о людях давно почивших, их имена помнят только их родные, да музейные работники. Однако не всё так плохо, именно изобретения упомянутых гениев, позволяют любому желающему, получить любую информацию, не отрываясь от своего любимого гаджета. Вот мы и воспользуемся этим, для рассказа об одном замечательном человеке, с именем которого связано строительство торговых судов нового типа, «река-море» плавания.
Мореплавание и речное судоходство известны человечеству уже несколько тысяч лет, мы к ним привыкли и даже помним, что первым человеком, построившим морской корабль, был библейский Ной. Все знают, что морские суда бороздят моря и океаны, а речные перевозят грузы и пассажиров по рекам. Однако такое разделение удобно не для всех стран, и особенно для такой большой страны, как наша, по территории которой протекает большое количество полноводных рек, впадающих в южные и северные моря.
Раньше, экспортные грузы доставлялись из внутренних районов России в морские порты по рекам, в основном на баржах, которые тянули за собой речные буксиры, в обратном направлении они увозили в глубь страны импортные товары.
Развитие промышленности вызвало необходимость перевозок огромного количества грузов по рекам, что привело к строительству каналов, соединивших между собой бассейны всех полноводных рек страны в единую глубоководную систему и позволило значительно увеличить размеры и тоннаж речных судов, а последние достижения техники и ум кораблестроителей позволили их создать и построить.
Необходимо отметить, что одновременно со строительством последнего канала, нового Волго-Балтийского водного пути, шло формирование нового облика речного транспорта. Кроме проектирования и строительства новых речных судов всех типов, уже развивался новый, можно сказать революционный тип судов и соответственно новый тип перевозки грузов, а именно «река-море».
Главным конструкторским и судостроительным центром нового речного и река-море судостроения был в то время завод «Красное Сормово» и его конструкторское бюро, главным конструктором и руководителем которого был талантливейший кораблестроитель, профессор Вячеслав Михайлович Керичев.
Вячеслав Михайлович родился на Волге в Звенигово в тогдашнем Чебоксарском уезде 29 августа 1902 года. В Звенигово в то время уже был затон пароходного общества «Дружина», а какой же затон без механических, да металлических мастерских. В Звенигово даже были не мастерские, а настоящий механический завод, на котором строились новые пароходы и ремонтировались старые. Отец Вячеслава Михайловича работал на нём чертежником-механиком. Мальчишки, живущие вблизи речных затонов, все примерно одинаковые, когда кругом столько железа и механизмов, ну как тут можно не заинтересоваться и не увлечься техникой, а принимая во внимание, что отец был ещё и чертежником, то нет ничего удивительного, что и Вячеслав Михайлович увлёкся проектированием.
После окончания в 1919 году в Нижнем Новгороде школы второй ступени, он поступил на работу в отдел пригородного сообщения Нижегородского речного управления водного транспорта, где исполнял обязанности конторщика. Однако долго он там не проработал и перешел на должность счетовода в службу тяги Московско-Казанской железной дороги в городе Казани, где и работал до поступления в 1920 году Нижегородский университет на механический факультет. После окончания университета он поступил на завод «Красное Сормово», где начал работать инженером-конструктором в судостроительном техническом бюро. За три года молодой выпускник университета зарекомендовал себя как талантливый конструктор и в августе 1928 года он был переведен на должность старшего инженера-конструктора, а затем был назначен главным инженером Речсудопроекта. Талант он ведь знаете ли, как «шило в мешке», его же, те кто может и хотят увидеть, сразу распознают, а в то далёкое, динамичное время, талантливых людей не только замечали, но и давали им возможность себя реализовать, разумеется, с пользой для своей страны.
Необходимо заметить, что в начале 30-х годов в передовых, технически развитых странах, уже начался переход на изготовление стальных корпусов пароходов методом сварки. Сормовский завод не был исключением, и в 1933 году с его стапеля был спущен буксирный пароход с символичным названием «Сварщик». Его корпус был полностью сварной и построен без единой заклёпки, по чертежам конструктора Керичева, которого в нашей стране считают инициатором внедрения электросварки в речном судостроении.
В 1934 году Вячеслав Михайлович был назначен начальником сектора и заместителем начальника конструкторского бюро. Во время первых советских пятилеток, а точнее, в годы невиданного по масштабам индустриального роста в отдельно взятой стране, в то время, как например, в США наблюдалась великая депрессия, в конструкторском бюро завода «Красное Сормово», под руководством Вячеслава Михайловича, создавались проекты новых морских и речных судов, различных типов.
К сожалению, современный человек не любит тратить время на глубокие размышления, а поэтому мало кто представляет себе масштабы грандиозного индустриального и социального строительства в Советском Союзе с 1924 года до 1941 года, когда за 16 лет, огромная, лежащая в руинах страна, потерявшая весь интеллектуальный и технически грамотный слой общества, смогла не только восстановить экономику, сельское хозяйство, образование и общее устройство на одной шестой части суши, но и уйти далеко вперёд по сравнению с дореволюционным периодом. Для сравнения, с 1985 года наша страна за уже 33 года перестройки, не то что не восстановила или превзошла до-перестроечный уровень, а наоборот, в некоторых отраслям утратила свою самостоятельность и независимость, например в 1989 году совокупный контейнерный флот морских пароходств Советского Союза входил в десятку крупнейших перевозчиков в мире, а в настоящее время, всего парка контейнеров единственной оставшейся в живых судоходной компании FESCO не хватит, чтобы загрузить один океанский контейнеровоз, какой-нибудь китайской или южнокорейской компании, о которых в то время и слуху то не было. Это мы намеренно отвлеклись, чтобы подчеркнуть масштабы индустриального строительства первых предвоенных, да и послевоенных пятилеток, и огромный личный вклад в них, инженера-конструктора Вячеслава Михайловича Керичева, хотя он сам, наверняка так не думал, обладая врожденной скромностью и тактом. М да, много же мы, однако потеряли за 33 года, промышленность, флот, самолеты, образование, медицину, вот скромность и такт тоже – это уже знаете ли, далеко выходит за разумные рамки допустимых потерь. Хватит уже разбрасывать, нет не камни, а народное достояние, давно уже пора его собирать и преумножать, как это делали наши люди, под руководством, заботящегося о благе страны правительства, всего то лет 50 назад.
Вячеслав Михайлович продолжал проектировать различные типы судов до 22 июня 1941 года, когда мирный труд советских людей был нарушен вероломным нападением на нашу страну фашистских полчищ. С первых дней Великой Отечественной Войны, и до её последнего дня, завод «Красное Сормово» вместе со всей страной ковал оружие для победы над гитлеровской Германией, и Вячеслав Михайлович конструировал уже не мирные сухогрузы и речные пассажирские суда, а торпедные катера и морские охотники, и вносил весь свой талант для того, чтобы наше «оружие Победы», как можно быстрее, приблизило день, когда наш красный флаг, победоносно взвился над поверженным фашистским рейхстагом.
После победы речной и морской флот нашей страны начал бурно возрождаться и развиваться, теперь уже не существовало угрозы фашистской Германии, хотя и зарождалась, созвучная её, угроза от Фултонской речи Уинстона Черчилля, ну да, а как же, зря что ли Аристотель напророчил, «Natura abhorret vacuum» (природа не терпит пустоты), вот на смену одному, уничтоженному превосходству, сразу же пришло другое, причем из недалёко, с соседнего острова.
В 1947 году Вячеслав Михайлович был назначен главным конструктором судостроительного завода «Красное Сормово». В то время как раз начало внедряться поточное строительство судов с применением передовых технологических процессов, многие из которых были предложены коллективом Центрального технико-конструкторского бюро (ЦТКБ) Министерства речного флота. В том же 1947 году на Лимендском ССРЗ в месте слияния двух рек Северной Двины и Вычегды (в городе Котлас), по новой технологии была осуществлена первая сборка корпуса буксира, из плоскостных и объёмных секций. В наше время строительство судовых корпусов выполняется уже из крупных секций, вес которых может превышать 1000 тон.
Новые технологии открывали большие перспективы в судостроении, особенно для строительства речного флота, так как при ограничении глубин на мелководных участках рек, и размерах шлюзов в каналах, суда одних и тех же размеров, но имеющие меньший собственный вес, могли перевезти больше груза или пассажиров, а значит были более рентабельными. Клёпаные суда более тяжелые и их строительство более трудоёмкое, чем сварные суда. Кроме этого, новые технологии позволили строить более длинные суда, которые в тоже время имели достаточную для безопасной и эффективной эксплуатации, продольную прочность.
Именно новые технологии позволили инженерам конструкторского бюро завода «Красное Сормово» под руководством Вячеслава Михайловича Керичева спроектировать революционный проект речного самоходного грузового судна типа «Большая Волга».
При длине судна 93 метров и ширине 13,4 метра, грузоподъёмность судна составляла 2000 тон, а два главных дизельных двигателя Д18 – первые отечественные двигатели внутреннего сгорания мощностью по 400 л.с., позволяли ему развивать скорость до 17 км/час. Проект был утвержден 26 ноября 1947 года, а первое судно, благодаря крупносекционной сборке, было построено за 5 месяцев и в 1948 году спущено на воду и введено в эксплуатацию. Всего за десять лет было построено 62 судна типа «Большая Волга»! Первенец прослужил 40 лет и был списан в мае 1988 года, а последним в 2017 году отправился на металлолом однотипный «Воронеж», прослуживший верой и правдой 68 лет!
Вклад Вячеслава Михайловича в создание новых типов речных судов был высоко оценён правительством страны и в 1949 году ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии.
Кроме буксиров, барж, самоходных грузовых судов и судов технического флота, в 50-х годах, коллектив конструкторов завода спроектировал новый тип речных пассажирских теплоходов, которые стали флагманами советского речного флота – дизель-электроходы «Ленин» и «Советский Союз». Это были первоклассные комфортабельные пассажирские суда, обладающие высокими эксплуатационными качествами. Они были оборудованы трёхвальной энергетической установкой общей мощностью 2700 л.с. и развивали скорость 26 км/час, а для маневрирования на ограниченной акватории, были оснащены носовым и кормовым подруливающими устройствами. Лайнер мог принять на борт 439 пассажиров, к услугам которых имелись два ресторана, три салона, кинозал на 100 мест. Все салоны и каюты были оформлены инкрустациями из ценных пород дерева. Да уж, это вам не современный, набивший оскомину своей нищетой и убожеством, пресловутый «лоу кост» (low cost), который у многих современных людей создал эдакую иллюзию приобщённости к благам современной жизни. Ну так на то она и иллюзия, чтобы со временем рассеяться.
С середины пятидесятых годов начинает развиваться новая концепция перевозки грузов речными судами нового типа в смешанном река-море сообщении. Расширение и углубление нового Волго-Балтийского водного пути, которое планировалось окончить в 1964 году и завершение таким образом создания в европейской части нашей страны единой глубоководной системы, а также новые технологии крупносекционного строительства судов позволили конструкторам начать проектирование совершенно нового типа грузовых судов класса «река-море».
В 1957 году коллектив конструкторов «Красного Сормова» под руководством Вячеслава Михайловича приступил к проектированию грузовых судов смешанного «река-море» плавания. В 1957-59 гг. на заводе разработали два проекта первых грузовых судов грузоподъемностью 2000 и 2700 тонн, которые обладали достаточной мореходностью и прочностью и были предназначены для грузоперевозок по Волго-Балтийскому водному пути без ограничений по погоде.
Первый проект получил № 781 и суда данного проекта получили название «Балтийский», он был утвержден 28 мая 1959 года, а головное судно «Балтийский-1» было построено и спущено на воду, на судостроительном заводе, в старинном русском городе на реке Клязьма, Гороховец, в 1962 году.
Данные суда параллельно строились на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде и головное судно этого завода было сдано в эксплуатацию 31 октября 1962 года, в самый канун празднования 45-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции. Свой первый, опытный рейс, выполнило ноябре того же года из порта Калининград в порт Ленинград. До 1967 года на двух этих заводах было построено 73 теплохода, включая суда модернизированного проекта № 781Э. По крайней мере два из них и в наши дни продолжают работать на реке и в Онежском озере, это бывшие теплоходы «Балтийский-5» и «Балтийский-68», оба были построены на заводе «Янтарь» и несколько десятилетий находились в эксплуатации в Беломорско-Онежском пароходстве. «Балтийский-5» был построен в декабре 1962 года, а 22 июня 1963 года, совершая рейс с грузом песчано-гравийной смеси, в Финском заливе в районе Шепелевского маяка, следуя по фарватеру, он встретился с эхом прошедшей войны, наскочил на мину. Мощный взрыв потряс судно, однако оно не то, что не затонуло, а своим ходом дошло сначала до Кронштадта, а затем на Онежское озеро на судоремонтный завод в Пиндушах, где на слипе его отремонтировали.
Второй проект получил № 791 и суда данного проекта получили название «Волго-Балт», он был утвержден 22 декабря 1959 года, а головное судно сошло со стапеля завода «Красное Сормово» в 1962 году, через два года после ухода из жизни своего создателя и, его по справедливости, его назвали «Профессор Керичев».
Всего до 1967 года было построено 40 судов данного проекта, 5 первых на «Красном Сормово», а начиная с 6-го номера они строились на Астраханском судоремонтном заводе имени И.В. Сталина. Начиная с 1967 года на заводах «Красное Сормово» и в Рыбинске, на ССЗ «Имени Володарского», строились суда улучшенного проекта № 1557 типа «Сормовский». Головное судно данного проекта было спущено на воду со стапеля в Горьком и получило название «50 лет Советской Власти».
К несчастью, теплоход «Профессор Керичев» проработав 10 лет, 22 июля 1972 года в 19:30 ч столкнулся на Волго-Балтийском водном пути у селения Горицы, с танкером «Волгонефть-66М» и потерял ход. От искрообразования, на танкере воспламенилась паровоздушная смесь нефти в пробитом танке и через пробоину горящая нефть начала вытекать и растекаться вокруг теплохода «Профессор Керичев». Судно оказалось в огненном кольце и на нём начался пожар. Из-за горящей на воде нефти, эвакуировать экипаж, с охваченного огнём судна, не смогли. Судно полностью выгорело и все находящиеся на борту люди погибли.
С тех пор все суда, проходящие по Волго-Балтийскому водному пути место трагедии, подаю продолжительный звуковой сигнал, в память о погибших в огне моряках.
В 1979 году на заводе «Красное Сормово» был построен сухогруз проекта № 1557, который назвали «Профессор Керичев». Судно вошло в состав Амурского речного пароходства, где работает до сих пор.
Вячеслав Михайлович был не только талантливый конструктор, руководитель, наставник и учитель, но и преподаватель, в 1943-1944 годах он преподавал в Горьковском институте инженеров водного транспорта, а с 1948 года читал курс «Проектирование судов» в Горьковском индустриальном институте, имени А.А. Жданова. За огромный научный вклад в науку судостроение, весной 1949 года Вячеславу Михайловичу было присвоено звание профессора и осенью он был назначен заведующим кафедры судостроение. Он совмещал работу на любимом заводе и преподавательскую деятельность в институте, принеся в институтские аудитории заводской производственный дух.
Вячеслава Михайловича отличала исключительная скромность и трудолюбие, любовь и преданность к профессии, которой он посвятил всю свою жизнь. Каждое утро придя на завод он первым делом посещал производственные цеха и только потом шел в свой рабочий кабинет.
За годы руководства конструкторским бюро Вячеслав Михайлович воспитал целую плеяду высококлассных конструкторов, которые продолжили развивать судостроение теплоходов «река-море», проектируя все более совершенные суда, а заложенные им основы в концепцию проектирования и строительства судов смешанного «река-море» плавания используются на судостроительных заводах и в наше время.
За большой вклад в проектирование речных судов и судов смешанного «река-море» плавания Вячеслав Михайлович был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени и медалями.
Вячеслава Михайловича не стало 01 января 1961 года.
В 2018 году исполняется 55 лет плаванию судов «река-море» по всем внутренним водным путям и многочисленным морям, омывающим берега нашей Родины, а также Европы, Северной Африки и Дальнего Востока. Со стапелей судостроительных заводов, в том числе завода «Красное Сормово», ежегодно спускаются новенькие танкера и сухогрузы, в основу проектирования и строительства которых положены идеи и разработки профессора Вячеслава Михайловича Керичева и его учеников, а отважные капитаны и штурмана, уверенно ведут их извилистыми речными фарватерами в штормовые моря, потому что верят в их добротность и надежность.
Автор капитан В.Н. Филимонов