Нефтяные танкеры — Балтийский Ллойд

Нефтяные танкеры

 

Нефтяные танкеры, так же как и все другие торговые суда, условно делятся на классы в зависимости от их дедвейта. Дедвейт — это общее количества груза и запасов (топливо, вода, смазочные масла, продовольствие, снабжение, экипаж с багажем) судна, которое можно погрузить на судно по грузовую марку. В зависимости от сезонной грузовой марки различают летний, зимний, тропический дедвейт.

Потребность в нефтяных танкерах большой грузоподъемности возникла в период быстрого роста индустриализации в развитых промышленных странах Западной Европы, США и Японии в конце 50-х годов и особенно обострилась в период закрытия Суэцкого канала в 1973 году.

 

Супертанкеры класса ULCC (Ultra Large Crude Carrier)

Это самые большие нефтяные танкеры. Они имеют дедвейт более 320000 тонн и могут перевозить примерно 3 миллиона баррелей сырой нефти.

Первым танкером такого класса стал танкер «Globtik Tokyo», построенный в 1973 году на  японском судостроительном заводе «Ishikawajima Harima» в Куре.

На момент ввода в эксплуатацию танкер был самым крупным в мире. Танкер принадлежал британской судоходной компании «Globtik Tankers (London) Ltd.».

Номер ИМО 7229942. Флаг Гибралтар. Валовая регистровая вместимость 238232 б.р.т. Дедвейт 483684 тонны. Длина 378,9 м; ширин 62,1 м; осадка 28,2 м. Главная энергетическая установка — паровая турбина «1ST-14.5», мощность 33570 кВт (45020 л.с.). Скорость, максимальная в балласте 17 узл, в грузу 16 узл, эксплуатационная 14 узлов.

Дата закладки 3.4.1972. Дата спуска на воду 14.10.1972. Дата ввода в эксплуатацию 20.2.1973 г. Полный цикл строительства составил менее 11 месяцев. Танкер находился в эксплуатации до 1986 года, после чего был разделан на металлолом в южнокорейском Ульсане.

В настоящее время в эксплуатации находится около 50 супертанкеров этого класса, только суда с дедвейтом 440000 тонн используются в качестве накопителей нефти, которые ее перевозкой больше не занимаются. Два таких танкера «Europe» и «Oceania» принадлежат бельгийской судоходной компании Euronav BV.

Транспортировкой нефти занимаются танкеры дедвейтом примерно 320 тысяч тонн. К таким танкерам относились два танкера компании «Совкомфлот», которые из-за санкций были проданы.

Из находящихся в эксплуатации танкеров такого класса самыми крупными являются два танкера «Xin Lian Yang» дедвейтом 322861 тонн и «Xin Dan Yang», дедвейтом 322829 тонн. Из размеры, длина 333 м, ширина 60 м.

 

Супертанкеры класса VLCC (Very Large Crude Carrier)

Дедвейт 200000 — 320000 тонн.

Танкеры такого класса были спроектированы в середине 60-х годов. Первый танкер этого класса «Idemitsu Maru» был построен в 1966 году в Японии на судостроительном заводе «Ishikawajima Harima Heavy Industries», в Иокогаме.

Номер ИМО 6620371. Флаг Япония.

Архитектурный тип — трех-островной с кормовым расположением машинного отделения, жилой надстройкой и ходовым мостиком в средней части и баком. Его дедвейт составил 209413 тонн. Длина 344,28 м, ширина 48,84 м, высота корпуса 23,22 м, осадка 17,69 м, валовая регистровая вместимость 107313 б.р.т., чистая регистровая вместимость 75430 н.р.т., объем грузовых танков 244800 куб.м. В качестве главной энергетической установки использовалась паровая турбина «R-802», мощностью 24618 кВт (33471 л.с.), скорость 16,5 узлов.

Танкер был введен в эксплуатацию 7 декабря 1966 года и принадлежал японской судоходной компании «Idemitsu Tanker Company», которая существует в наше время, является одной из крупнейших танкерных судоходных компаний. 

В настоящее время в компании, находится эксплуатации танкер «Idemitsu Maru», построенный в ноябре 2007 году.

Номер ИМО 9334210. Флаг Панама. Дедвейт 300433 тонны. Валовая регистровая вместимость 159991 GT.

Его размеры, длина 333 м.; ширина 60 м.; осадка 20,535 м.; скорость 16,1 / 17,4 узла. 

 

Суэцмакс (Suezmax)

Дедвейт 120000 — 180000 тонн. 

Танкеры этого класса имеют максимальные размеры, позволяющие в грузу проходить через Суэцкий канал.

Размеры: длина 274 м; ширина 48 м; осадка до 20 м.  

Осадка танкеров не позволяет им заходить в некоторые порты, поэтому они применяются для транспортировки нефти между глубоководными терминалами.

 

Афрамакс (AFRAMAX — Average Freight Rate Assessment)

Дедвейт менее 75000 — 120000 тонн. 

Название класса «Афрамакс» не имеет никакого отношения к африканскому континенту, потому что это аббревиатура английского выражения «Average Freight Rate Assessment» — AFRAMAX, фрахтовый термин, который можно перевести как «Оценка средней ставки фрахта».

Термин был введен в употребление в 1954 году нефтяной компанией Shell Oil для стандартизации условий контрактов на перевозку нефти.

Средние размеры танкеров этого класса: длина 250 м.; ширина корпуса 44 метра; осадка 16 м.  

Размеры танкеров позволяют заходить в большинство портов и их широко применяют при транспортировке нефти на короткие и средние расстояния, а так же их применяют для доставки нефти от месторождений к танкерам накопителям.

 

Афрамакс Long Range two (LR2) 

Дедвейт 120000 тонн. 

Танкеры этого класса имеют такие же размеры как Афрамаксы и отличаются от них наличием защитного покрытия в грузовых танках, что позволяет им перевозить не только сырую нефть и  мазут, но и бензин и другие легкие сорта топлива.

В практике фрахтования танкеров, танкер после перевозки сырой нефти не может сразу использоваться для перевозки легких сортов топлива, прежде ему необходимо перевезти три груза средних нефтепродуктов, например моторного топлива. Наличие в танках специальных покрытий значительно облегчает мойку танков после сырой нефти и такие танкеры можно использовать для перевозки легких нефтепродуктов без промежуточных грузов. Очевидно, что такие танкеры позволяют брокерам эксплуатировать их более эффективно.  

 

Панамакс (Panamax) 

Дедвейт 50000 — 74000 тонн. 

Танкеры этого класса имели максимальную ширину корпуса, позволяющую им проходить шлюзы на Панамском канале. До реконструкции шлюзов, через них проходили суда шириной до 32,2 метра.

Размеры танкеров: длина 228 метров, ширина 32,2 метра.

 

Средний размер (Medium Range)

Дедвейт 25000 — 50000 тонн. 

Размеры танкеров этого класса позволяют им заходить в большинство портов мира. Их используют для транспортировки нефтепродуктов.

Длина 186 метров, ширина 27,4 метра.

 

Смешанного река-море плавания

В Российской Федерации для транспортировки нефти с терминалов, расположенных на Волге и Каспийском море в морские порты Балтийского и Черного морей применяются нефтяные танкеры смешанного река-море плавания, дедвейтом до 8000 тонн. Для  этого используют танкеры новых проектов RST22, RST25 и RST27, а также старых типа «Волгонефть», построенных в Советском Союзе.

Танкер Углич стоит на якоре

Танкер смешанного река-море плавания «Углич» на якоре на Неве. Июль 2019 г. Фото автора.

 

Размеры танкеров позволяют им проходить через шлюзы Волго-Донского канала.

Первыми танкерами такого типа стали танкеры типа «Олег Кошевой» и «Инженер Пустошкин», построенные в СССР в1955 году и предназначавшиеся для транспортировки нефти с промыслов в Каспийском море на реку Волгу в район Астрахани.

 


Автор капитан В.Н. Филимонов

Для связи