Большинство читателей услышав эти слова могут среагировать, примерно так же как один известный персонаж, в знаменитом фильме: «в моём доме попрошу не выражаться», а некоторые барышни так может быть даже прижмут свои нежные ладошки к розовым ушкам и зажмурят глазки.
Только вот напрасно всё это, ибо слова сии совсем не ругательные, а являются они морскими терминами и обозначают отдельные элементы судовой мачты.
Согласен, что звучат они необычно, непривычно и чужды нашему родному и могучему языку. И удивляться этому не стоит, так как имеют они иноземное происхождение и были занесены в русский язык, а вернее сказать в русскую морскую терминологию, ураганным ветром перемен Петровской эпохи, когда неустанными трудами Великого Петра было положено начало славного российского флота. Замечательное было времечко! Для моряков разумеется. Представляете какая красота для любителей неистовой морской стихии, когда число кораблей значительно превышает число желающих на них служить и работать моряков! Вот в настоящее бы время так же, а то в России, число судов скукожилось до унизительно незначительного, в то время как почти четыре десятка мореходных и речных училищ ежегодно выпускают хоть и не прежние тысячи молодых и жаждущих дальних романтических странствий штурманов и механиков, но всё ещё сотни.
Во времена становления и развития морского флота в России, русский язык наполнился специальными морскими терминами, перевода на который в родном языке либо не оказалось, либо просто не хотели в нем копаться и искать, поэтому просто стали писать иностранные слова русскими буквами.
Разумеется, более чем за три столетия существования флота в России, он совершенно изменился и многие морские термины уже либо совсем исчезли, вместе с обозначавшими их деталями, либо очень редко употребляются, потому что значительно видоизменились сами детали, к которым они относятся.
Вот именно поэтому, в наше время, термины брюканец, пяртнерс и эзельгоф употребляются крайне редко. Хотя брюканец еще можно услышать от старых «морских волков» и на самом деле вещь, к которой относится сей морской термин, и в наше время имеется на большинстве торговых судов. Совершенно верно, в наше время брюканцем называют сшитые из брезента чехлы, которыми дополнительно закрывают клюза цепных ящиков, чтобы в них не попадала вода.
Брюканец – это чехол из просмоленной парусины, сшитый в виде рукава. Им также называется обивка или обшивка вокруг мачты или или иного подобного отверстия в палубе судна, через которое проходят детали судового устройства или трубопроводы. Брюканец препятствует попаданию воды в подпалубное пространства.
Пяртнерс – это отверстие в палубе, через которое проходит мачта. На современных грузовых судах палубы и мачты стальные, поэтому мачта по всей окружности приваривается к палубе электросваркой и никакого зазора не остается. А раз нет зазора, и вода не может попадать в подпалубное пространство, то и отпала необходимость устанавливать вокруг него и брюканец. На современных судах все мачты опускаются ниже палубы на определенное расстояние, которое зависит от диаметра и назначения мачты и обвариваются вокруг. Никакие мачты не устанавливаются просто на палубу, потому что в этом случае они могут быть повреждены значительно легче, потому что на сварной шов будет приложена слишком большая нагрузка и он рано или поздно не выдержит. А когда основание мачты опущено ниже палубы, там приварено к судовым конструкциям и приварено к палубе, то она выдерживает без повреждений практические любые рабочие нагрузки.
Эзельгоф – это деталь для крепления к верхней части мачты стеньги, а на верхней части стеньги – брам-стеньги. Он также применялся для установки на бушприте углетаря. Конструкция деревянного эзельгофа была довольна простая, он представлял из себя брус или площадку с двумя отверстиями, одно квадратной, а другое круглой формы. Квадратным отверстием эзельгоф надевался на топ мачты или стеньги, а через круглое отверстие пропускалась стеньга или брам-стеньга. Позднее стали изготавливать эзельгоф в виде стальной пластины. На судах со стальными мачтами и эзельгоф изготавливается только стальной. В зависимости от конструкции мачты, к стальному эзельгофу привариваются рымы и обухи для проводки и крепления бегучего и стоячего такелажа.
На современных судах, в зависимости от конструкции мачты, всё ещё можно встретить эзельгоф, хотя его конструкция будет уже сильно отличаться от эзельгофа парусных судов.
Разумеется, в конструкцию судовых мачт входят не только брюканец, пяртнерс и эзельгоф, но и много других деталей, некоторые из которых носят несколько экзотические, а правильнее сказать овеянные романтикой дальних океанских плаваний названия, однако о них мы расскажем в других статьях.
Автор капитан В.Н. Филимонов