Видимость с ходового мостика регулируется двумя стандартами, первый стандарт ИМО и второй стандарт Администрации Панамского канала.
Стандарт ИМО
Видимость с ходового мостика каждого судна должна быть не хуже, чем установлено стандартами в Резолюции ИМО А.708 (17) «Navigation bridge visibility and functions» и требованиями Конвенции СОЛАС, Глава V «Безопасность мореплавания», Правило 22 «Видимость с ходового мостика».
Правило 22 распространяется на все суда длиной более 45 метров.
1) Видимость водной поверхности с поста управления должна быть не менее двух длин корпуса судна или 500 метров, в зависимости от того, что меньше, от направления прямо по носу на 10° в сторону каждого борта, при любых условия посадки судна, дифферента и размещения палубного груза.
2) Теневой сектор, создаваемый грузом, грузовыми устройствами и другими препятствиями за пределами рулевой рубки, затрудняющий обзор поверхности моря от траверза в нос, наблюдаемый с места управления, не должен превышать 10°. Общая дуга теневых секторов не должна превышать 20°. Сектора беспрепятственного обзора между теневыми секторами должны быть не менее 5°. Однако в зоне видимости, указанной в пункте 1, каждый отдельный теневой сектор не должен превышать 5°.
3) Горизонтальный сектор обзора с поста управления, должен простираться по дуге не менее 225°, с направления прямо по носу на 22,5° позади траверза, по оба борта судна.
4) С крыла каждого мостика, горизонтальный сектор обзора должно простираться по дуге не менее 225°, по крайней мере от 45° на противоположный борт до направления прямо по носу, а затем от направления прямо по носу до направления прямо по корме по дуге в 180°.
5) С основного поста управления рулём горизонтальный сектор обзора должен простираться от направления прямо по носу на 60° в сторону каждого борта судна.
6) Борт судна должен быть виден с крыла мостика.
7) Высота нижнего края лобовых иллюминаторов ходового мостика над палубой мостика должна быть как можно ниже. Нижний край ни в коем случае не должен создавать препятствий для обзора вперед, как это описано в настоящих правилах.
8) Верхний край лобовых иллюминаторов ходового мостика должен обеспечивать прямой обзор горизонта наблюдателю с высотой глаз 1800 мм над палубой мостика с поста управления, при килевой качке судна в штормовых условиях. Администрация, если она убеждена что высота 1800 мм глаза неразумна и непрактична, то может разрешить меньшую высоту глаза, но не меньше, чем 1600 мм.
9) Иллюминаторы ходового мостика должны удовлетворять следующим условиям:
а) Чтобы избежать отражений лобовые иллюминаторы ходового мостика должны быть наклонены от верхней вертикальной плоскости наружу, под углом не менее 10° и не более 25°.
б) Судовой набор между лобовыми иллюминаторами ходового мостика должен быть сведен к минимуму и не устанавливаться непосредственно перед постом управления.
в) Не должны устанавливаться поляризованные и тонированные стекла.
г) Не зависимо от погодных условий в любое время должен обеспечиваться чистый обзор по крайней мере через два лобовых иллюминатора ходового мостика и, в зависимости от конфигурации ходового мостика, должно быть предусмотрено дополнительное количество иллюминаторов с четким обзором.
10) Суда, построенные до 1 июля 1998 года, если это возможно, должны удовлетворять данному правилу. Однако никакие конструктивные изменения или использование дополнительно оборудование не обязательно.
11) На судах нетрадиционной конструкции, которые, по мнению Администрации, не могут соответствовать настоящим Правилам, должны быть предусмотрены меры для достижения такого уровня видимости, который был бы практически близок к тому, который предписан в настоящих правилах.
Стандарт Администрации Панамского канала
В соответствие с Извещением № 1-2017 Администрацией Панамского канала установлены следующие требования к видимости с ходового мостика:
1) Видимость водной поверхности в направлении прямо по носу, с любого поста управления на ходовом мостике, должна быть не менее чем две длины судна или 500 метров, в зависимости от того, что меньше, при всех условиях посадки и дифферента судна.
2) Если видимость с любого обычного поста управления затемнена грузовыми устройствами или другими постоянными конструкциями судна впереди траверза судна, то теневой сектор не должен превышать 10°.
3) Борт судна в районе ватерлинии в нос и в корму должен быть виден с поста управления, находящегося на крыле ходового мостика.
Автор капитан В.Н. Филимонов