Первоочередные действия при обнаружении падения человека за борт
На палубе
Первый, заметивший падение человека за борт, должен немедленно выполнить действия, руководствуясь правилом «Круг, Тревога, Наблюдение»:
1. Бросить упавшему за борт человеку ближайший спасательный круг «Круг».
2. Как можно быстрее сообщить на мостик о падении человека за борт «Тревога».
3. Непрерывно вести наблюдение и не выпускать из виду упавшего за борт «Наблюдение».
4. Если необходимо сбросить за борт второй спасательный круг.
Действия вахтенного помощника капитана
Вахтенный помощник капитана (Office of Watch — OOW), получив сообщение о падении человека за борт должен незамедлительно выполнить следующие действия:
1. Переложить руль на тот борт, с которого упал человек и если возможно застопорить машину, чтобы отвести корму судна и не затянуть человека в струю от винта.
2. Сбросить за борт спасательный круг со свето-дымящимся буем с борта падения человека за борт.
Спасательный круг со светодымящим буем
3. Объявить тревогу , подачей трех длинных звуковых сигналов.
4. На GPS, AIS, электронной карте, радиолокаторе нажать кнопку «MOB» (Men Over Board), для индикации на дисплее и сохранении координат места падения человека за борт.
5. На УКВ подать сигнал срочности «Пан — Пан», чтобы информировать находящиеся поблизости суда. По возможности также дать указание вахтенному матросу поднять флаг «ОСКАР» (OSCAR) Международного свода сигналов. Если поблизости находятся другие суда, то подать судовым свистком звуковой сигнал – «Три длинных гудка».
6. Установить непрерывное наблюдение за упавшим за борт человеком. В темное время суток освещать упавшего за борт человека прожектором.
7. Выполнить маневр для возвращения судна к месту падения человека за борт.
8. Информировать вахтенного механика.
9. Если позволяют погодные условия приступить к спуску спасательной шлюпки.
10. В зависимости от погодных условий оборудовать трап или спасательную сетку.
Маневры судна по тревоге «Человек за Бортом»
В зависимости от преобладающих обстоятельств и условий, а также от типа судна и времени обнаружения, что человек упал за борт, выполняются различные типы маневра судна для выхода судна в точку падения человека за борт. В зависимости от того, сколько времени прошло с момента падения человека за борт до момента обнаружения, различают следующие ситуации:
1. Падение человека за борт видели вахтенные в ходовой рубке. В этом случае они начинают выполнять маневр практически в момент падения человека за борт.
2. Доклад вахтенному в ходовую рубку о падении человека за борт поступил от очевидца. В этом случае с момента падения человека за борт и началом маневра пройдет какое-то время и судно отойдет от упавшего за борт человека на некоторое расстояние, то есть маневр будет выполнен с некоторой задержкой.
3. Будет обнаружено отсутствие человека и сделано предположение, что он упал за борт. В этом случае промежуток времени с момента падения человека за борт и до начала маневра может быть значительным, и судно будет находиться от него на большом расстоянии.
Для возвращения судна к месту падения человека за борт применяют три основных типа маневра:
Одиночный разворот (разворот на 270º).
Разворот способом Уильямсона.
Разворот способом Шарнова.
Разворот Андерсона
Применяется в момент обнаружения падения человека за борт
1) Перекладывают руль на борт, с которого произошло падение человека за борт.
2) После отворота судна на курсовой угол 250° от первоначального курса, ставят руль в положение «прямо» и начинают останавливать судно.
Разворот способом Вильямсона
Применяется в момент обнаружения падения человека за борт
1) Переложить руль на борт (Если данный маневр выполняется сразу после падения человека за борт, то руль необходимо переложить на борт, с которого человек упал за борт).
2) После того как судно отвернет от первоначального курса на 60º, руль перекладывают на противоположный борт.
3) Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.
Так выглядит разворот Вильямсона на экране ECDIS.
Для тренировки вахтенных помощников, в открытом море, при отсутствии поблизости других судов, каждому вахтенному помощнику было предложено выполнить разворот Вильямсона и выйти на обратный курс. В некоторых ECDIS имеется функция МОВ (Man over board — «Человек за бортом»), которая значительно облегчает выход судна в заданную точку. Во время тренировки вахтенный помощник нажимает соответствующую кнопку на ECDIS и выполняет маневр, целью которого является выход судна на обратный курс и в заданную точку. При всей кажущейся простоте маневра, далеко не все помощники, в том числе старшие помощники, смогли успешно выполнить данный маневр с первого раза. И что интересно, успех маневра, не зависел от опытности помощника, китайский «Треха», с опытом работы в 6 месяцев легко выполнил маневр, а немецкий «Чиф», с тремя контрактами в должности, на Navi Sailor 4000 «начудил» и даже близко не вывел контейнеровоз длиной 232 метра к заданной точке. Необходимо отметить, что выполнив маневр всего один раз, все последующие маневры помощники выполняли значительно увереннее и успешнее.
Разворот способом Шарнова
Применяется, когда после падения человека за борт до момента обнаружения, прошло какое-то время.
1) Переложить руль на борт.
2) После того как судно отвернет от первоначального курса на 240º, руль перекладывают на противоположный борт.
3) Когда судно повернет на курс, на 20º меньше контркурса, руль перекладывают в положение «прямо» и приводят судно на контркурс.
Автор капитан В.Н. Филимонов