Теплоход «Poet»

Теплоход «Поэт» («Poet») под флагом США пропал во время шторма в Северной Атлантике в конце октября 1980 года.
Данные судна: валовая вместимость 11421 рег. тонн; дедвейт 15175 тонн; длина 159,4 м; ширина 21,8 м; высота корпуса 13,3 м; паровая машина мощностью 9900 л. с.; скорость 17 узлов.
Пароход был построен в 1945 году на верфи Kaiser Shipbuilding Co. в Ричмонде штат Калифорния для нужд ВМФ США и предназначался для перевозки десантных войск.
В 1965 году на верфи Bethlehem Corporation в Спарроу Пойнт в Балтиморе штат Мэриленд, пароход был переоборудован в сухогруз и поступило в эксплуатацию в судоходную компанию Calmar Steamship Corp. Портом приписки стал Нью-Йорк. Экипаж состоял из 34 человек. С 1979 года пароход находился в эксплуатации у компании Hawaiian Eugenia Corp.
В свой последний рейс «Поэт» вышел из порта Филадельфия рано утром 24 октября 1980 года с грузом 13500 тонн кукурузы насыпью, которая была погружена в трюма судна на терминале Джирард Пойнт в Южной Филадельфии (Girard Point Terminal in South Philadelphia) и направился вниз по реке Делавэр на выход в Атлантику с назначением на Порт-Саид в Египте. Судном командовал опытный капитан Лерой Уоррен (Captain LeRoy A. Warren), имеющий 41 год морского стажа. Перед выходом парохода в рейс его осматривал инспектор Береговой охраны США и не нашел каких-либо серьезных замечаний, которые могли дать повод считать судно немореходным. Портовый лоцман капитан Гари Харпер (Captain Gary Harper), последний кто покинул борт судна, сказал позднее, что судно имело дифферент на нос и поэтому медленнее обычного отвечало на перекладку руля.
Пройдя мыс Хенлопен (Cap Henlopen), находящийся на побережье штата Делавэр, в 08:30 судно в последний раз отправило сообщение с координатами судна. В этот же день 24 октября с судна было отправлено сообщение c координатами судна в адрес AMVER – Automated Mutual-Assistance Vessel Rescue System (Автоматизированной спасательной службе Береговой Охраны США.
На следующий день начался жестокий осенний шторм, которыми так зловеще славится Северная Атлантика. Сила ветра в порывах достигала ураганной силы – до 30 метров в секунду, а высота волн превышала 9 метров. Шторм бушевал два дня в течение которых судовладельцы не получали с судна никаких сообщений. Правда в то время никто не придал этому никакого значения, как, собственно, и шторму, который не считался чем-то необычным, пароход «Поэт» и его капитан повидали таких штормов немало на своем веку.
Судовладельцы планировали, что пароход придет в Порт-Саид 9 ноября, поэтому, когда на протяжении более чем семи дней они не получили ни одного сообщения с судна, они информировали Береговую Охрану США о пропаже судна.
Самолеты и корабли Береговой Охраны США обследовали площадь океана в 200000 квадратных миль на всем пространстве от мыса Хенлопен до пролива Гибралтар, однако никаких останков парохода обнаружить не удалось. Другие суда также не обнаружили никаких следов парохода «Поэт». В официальном заключении Береговой Охраны США было указано, что установить точное время и место гибели парохода не известно и не может быть определено. Комиссия пришла к заключению, что вероятнее всего пароход погиб во время жестокого шторма в период с утра 25 октября до вечера 26 октября. Также комиссия пришла к выводу, что сигнал бедствия на радиотелеграфной частоте 500 кГц не был подан, потому что судно потерпело бедствие очень быстро. Такое происходит обычно при потере судном остойчивости и его опрокидывании. Одной из причин, вызвавших потерю остойчивости парохода, могло стать смещение груза кукурузы в его трюмах, к которому могла добавиться резонансная бортовая качка судна. Резонансная качка возникает, когда период собственных колебаний судна совпадает с периодом волны. Кроме этих, выдвигалось еще множество гипотез о причинах загадочной гибели парохода «Поэт», в том числе фантастических, однако не стоит этому удивляться, так как не разгаданная загадка, как правило, порождает множество мистических предположений. Разгадка гибели парохода «Поэт» ждет своих исследователей, как и множество других на бескрайних просторах дна Мирового океана.

 

ShipSpotting.com
© Chris Howell

 

Теплоход «Pоrtmar» (с 1979 г – «Poet») на якоре на озере Гатун во время прохождения Панамского канала в марте 1976 г. Фотограф Chris Howel из Новой Зеландии.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0