Теплоход «Monte Palomares»

Грузовой теплоход Monte Palomares

Photo JM Blánquez, in Santander. Фото предоставил испанский писатель Manuel Rodríguez Aguilar, автор книги «Buques españoles desaparecidos sin rastro – Mercantes, de guerra y pesqueros».

Теплоход «Монте Паломарес» («Monte Palomares») под флагом Испании затонул 10 января 1966 года во время шторма в Северной Атлантике.
Данные судна: валовая вместимость 5973 регистровых тонн; дедвейт 10500 тонн; длина 144,7 м; ширина 18,7 м; скорость судна 13 узлов. Судно было предназначено для перевозки генеральных грузов и имело пять трюмов общей зерновой вместимостью 20000 м³. надстройка судна располагалась в кормовой части судна между трюмами № 4 и № 5. Судно сошло со стапеля на верфи Euskalduna в Бильбао Испания 28 июля 1961 года и принадлежало испанской судоходной компании Naviera Aznar. Судном командовал капитан Хосе Гойти (Jose Goitia). Экипаж судна состоял из 38 человек, включая капитана.
Судно вышло из порта Норфолк штат Вирджиния, 5 января 1966 года с грузом около 10000 т кукурузы насыпью и направлялось в испанский порт Барселона. Плавание происходило в условиях зимней штормовой Северной Атлантики и судно подвергалось воздействию высоких волн, которые почти непрерывно накатывались на палубу и крышки трюмов.
Судно находилось приблизительно в 840 милях к ост-норд-осту от Бермудских островов, когда 10 января скорость ветра усилилась до 55 узлов, а высота волн стала достигать 18 метров. Утром возникла неисправность с подачей топлива на форсунки и двигатель остановился. Потерявшее ход судно перестало слушаться руля и развернувшись лагом к волне начало испытывать сильную бортовую качку.
Через несколько минут после остановки подачу топлива восстановили и запустили главный двигатель и дали ход. Однако под действием сильной бортовой качки и ударов волн, которые сотрясали все судно, кукуруза в трюмах сдвинулась и получило крен на правый борт, который с каждой минутой увеличивался. Для спрямления судна начали перекачку топлива из танков правого борта в танки левого борта, также в это время обнаружили поступление воды в грузовые трюма и начали ее откачивать. Примерно в полдень по указанию капитана радист передал сигнал бедствия. Откачка продолжалась почти в течение двенадцати часов, то есть всего времени отчаянной борьбы экипажа судна за спасение судна. В течение этого времени главный двигатель и вспомогательные двигатели останавливались, что приводило к блак-ауту, то есть к обесточиванию судна. Механики снова и снова запускали главный и вспомогательные двигатели до тех пор, пока они окончательно остановились и запустить их не удалось.
Это произошло около 17:00 часов. Капитан подал команду покинуть тонущее судно и в темноте зимней штормовой ночи экипаж приступил к посадке в спасательные плоты.

Паротурбоход "Steel Architect", однотпный со "Steel Maker"

На следующий день, 11 января, около 4 часов утра к месту гибели судна подошел американский паротурбоход «Стил Мэйке» («Steel Maker»), следующий из порта Нью-Йорк а испанский порт Аликанте и приступил к спасению испанских моряков. Накануне, как только радист паротурбохода получил сигнал бедствия с «Monte Palomares» и доложил о нем капитану Uve V. Hultin, тот немедленно изменил курс судна и направил его к терпящему бедствие испанскому теплоходу.
Через одиннадцать часов, следуя в условиях сильнейшего зимнего шторма, паротурбоход подошел к месту гибели испанского теплохода и начал поиск моряком. Как только в темноте штормовой ночи был обнаружен огонь фальшфейера со спасательного плота, капитан начал маневрировать, чтобы подвести к нему судно с наветренного борта. С борта судна была спущена сетка, по которой три испанских моряка поднялись на борт, как только спасательный плот оказался у борта паротурбохода, однако четвертый моряк не мог самостоятельно подняться. Тогда третий помощник капитана Paul Hellevrand обвязал себя страховочным концом, спустился по сетке за борт и вплавь добрался до спасательного плота, который уже начало относить от борта. Моряки паротурбохода подтянули спасательный плот к борту и третий помощник помог испанскому моряку подняться на борт паротурбохода. Через сутки поисков был обнаружен второй плот с двумя выжившими испанскими моряками. К сожалению, больше обнаружить никого не удалось, остальные 32 испанских моряка погибли в штормовой Атлантике.
Причиной гибели судна стало смещение зерна, приведшее к появлению крена судна, попаданию воду внутрь корпуса судна, его затоплению и потере остойчивости.
Награждение паротурбохода Steel Maker за спасение моряков теплохода Monte PalomaresНа следующий год, 28 июля 1967 года представитель Береговой Охраны США, в присутствие вице-президента судоходной компании Isthmian Lines, вручили экипажу паротурбохода «Steel Maker» награду за самоотверженность и мужество проявленные во время поиска и спасения моряков с затонувшего теплохода «Monte Palomares».


Автор капитан В.Н. Филимонов

0