Теплоход «Charlie»

Теплоход «Чарли» («Charlie») под флагом Кипра погиб во время зимнего шторма в Северной Атлантике 20 января 1990 года.
Данные судна: валовая вместимость 10673; дедвейт 20246 тонн; длина 158 м; ширина 23,4 м; скорость 15 уз; тип судна многоцелевое, предназначено для перевозки генеральных и насыпных грузов. Грузовое устройство – четыре грузовых стрелы большой грузоподъемности, установленные на площадках двух П-образных мачт.
Год и место постройки, 1975 год, на верфи Канагава в Кобе, Япония. До 1981 года судно называлось «Washu», затем до 1990 года «Happy Valley», последнее название «Charlie». Зарегистрированный владелец судна офшорная кипрская компания «Acari Shipping».
Такие суда, как правило, одобрены для перевозки зерновых грузов и имеют соответствующие сертификаты, одобренную Зерновую информацию об остойчивости и типовые варианты загрузки. Однако безопасная перевозка зерна на таких судах возможна только при точном соблюдении всех требований. Как правило, загрузить судно зерном по сезонную грузовую марку с соблюдением одного из типовых вариантов невозможно. Если применять типовой вариант, то судно будет как правило недогружено или необходимо будет крепить поверхность зерна одним из одобренных в зерновом кодексе способов, а это требует дополнительного времени и весьма внушительных расходов на брезенты, мешки, стальные троса, талрепа, скобы и другие приспособления. Операторы судов и фрахтователи стараются не только избежать этих расходов, но более того, загрузить судно по грузовую марку.
Теплоход «Чарли» вышел из канадского порта Монреаль с грузом зерна насыпью 14 января 1990 года и направился в Африку, в порт Мозамбик.

ShipSpotting.com
© Marc Piché

Теплоход «Charlie» следует по реке Св. Лаврентия на выход в Атлантический океан. Снято 16 января 1990 года, за 4 дня до гибели судна. Фото канадского фотографа Marc Piché, с сайта Shipspotting.com.

На фотографии видно, что у судна имеется дифферент на нос и крен на левый борт примерно 1,5°. По посадке судна и высоте надводного борта судно выглядит как погруженное по грузовую марку, а с учетом дифферента и крена вероятнее всего зерно погружено с некоторыми отступлениями от типового варианта погрузки. Более того, наличие крена у судна, следующего на выход из порта в море, является нарушением параграфа 7.3, Международного кодекса по перевозке зерна насыпью, в котором сказано, что «После погрузки и до выхода судна в море капитан должен обеспечить отсутствие крена».
Если читатель помнит, то теплоход «Мария Альтхоф», о котором было рассказано выше, вышел в море также с дифферентом на нос, а пароход «Амбассадор» вышел в рейс также имея постоянный крен на левый борт, у парохода «Tersillian» крен появился уже во время погрузки, а после выхода в океан от сильного удара волны появился постоянный крен на левый борт 2°. Явно прослеживается закономерность, что наличие постоянного крена у судна с зерном свидетельствует о недостаточной остойчивости и существует реальная угроза потери остойчивости и его опрокидывании при воздействии на него сильных кренящих моментов от совокупного воздействия ветра, бортовой качки на волнении и ударов волн.
На шестые сутки, находясь примерно в середине Северной Атлантики чудно попало в жестокий шторм. Последнее сообщение было получено с судна 20 января 1990 года с указанием координат 45° 30´ северной широты и 40° 30´ западной долготы на 02:10 час.
Считается, что «Чарли» погиб в этот же день к северу от Азорских островов. Никому из 27 членов экипажа спастись не удалось.
Причины гибели судна не установлены, однако можно предположить, причем с большой вероятностью, что одной из основных причин гибели судна стало смещение зерна в трюмах судна. По крайней мере, посадка судна свидетельствует, что с остойчивостью у судна было не все в порядке.


Автор капитан В.Н. Филимонов

0