Строили мы строили, и наконец построили, однако кричать ура никто не спешит. Оно и правильно, и понять можно, потому что повода для радости нет. Новый танкер класса «Афромакс», можно назвать мертворожденным ребенком совместного проекта компании «Роснефть», СК «Звезда» и других, ну на худой конец, и то с большой натяжкой, неполноценным ребеночком. Хотя ребеночек ну очень больших размеров получился, а самое важное, ну очень дорогой, можно даже сказать баснословно.
«Ребеночек» такой у нас уже не первый и, надо полагать, не последний, по крайней мере на СЗ «Красное Сормово» таких уже 6 единиц и еще пяток на подходе, причем 9 единичек будут поистине «мертвяки» — без главных и вспомогательных двигателей, без «пресловутых» ВРК, другого импортного оборудования и самое главное, без названий, жуть одним словом, апокалипсис российского судостроения, ну или, промышленная импотенция, кому как нравится.
Фото с сайта компании Роснефтефлот
Построили танкер «Владимир Виноградов» на судостроительном заводе «Звезда», хотя построили звучит неверно, правильнее назвать эту «хитрую» затею, достроили уже построенный на судостроительном заводе Samsung Heavy Industries в Южной Корее танкер. Танкер с надстройкой с установленными на нем главным двигателем и всеми механизмами и системами, только без носовой части, буксиры привели из Кореи в Большой Камень, где его подняли на слип и начали приваривать секции носовой части. Следует заметить, что носовая часть танкера хотя и выдерживает большие нагрузки при плавании против океанских волн, однако в ней находится минимум сложного оборудования, в основном это механизмы якорного и швартовного устройства, и те все без исключения были изготовлены в Корее и доставлены для установки в Большой Камень. Таким образом, на танкере, яко бы построенном на заводе в РФ нет ничего российского, вся «начинка» на нем иностранная, да и из стали он изготовлен тоже иностранной.
Подняли танкер на слип в начале лета 2020 года, в начале августа того же года довелось мне его лицезреть с борта теплохода «Баренц», на котором мы доставили по СМП груз в Большой Камень из Архангельска и выгружали его вблизи достраивающегося судна. В тоже время на заводе шла подготовка к ходовым испытаниям головного танкера «Владимир Мономах», так же «построенного» на заводе «Звезда» и электромонтажники, пришедшие с него к нам для ремонта аппаратуры ГМССБ, крайне нелестно отзывались о «первенце» Афрамаксе, хотя он практически полностью был построен в Корее и ему на Звезде только символическую носовую секцию приварили.
Достройка, в общем то готового танкера, продолжалась на заводе без малого два года. Спуск на воду состоялся 25 августа 2021 года. Долго это или нет, рассудит каждый сам, для сравнения полный цикл строительства такого танкера на заводе в Корее в среднем полгода. У нас его только достроили и на это ушло два года. Кто то вероятно вспомнит наше излюбленное «Первый блин комом», только звучать это будет не убедительно, так как «блин» был не первый, и «ком» никуда не делся. Но главное даже не сроки достройки, хотя разумеется, они во многом определяют стоимость строительства любого судна, а то, что нет никакой надежды, что следующий танкер построят уже за более короткий, последующий еще быстрее и так далее, если их строительство вообще продолжится, потому то имеются очень большие сомнения, что завод сможет самостоятельно строить крупнотоннажные суда. По данным сайта завода, на стапелях, в разной стадии строительства находятся еще 6 танкеров.
Таким образом затраченные на строительство танкера огромные средства, практически затрачены впустую и маловероятно, что окупятся в разумные, с точки зрения оборота капитала, сроки и принесут коммерческую выгоду.
Головной танкер «Владимир Мономах», после ввода в эксплуатацию в феврале 2021 года, совершил только одни рейс с Дальнего Востока в Европу, после чего, больше месяца «болтался» в дрейфе в Атлантике, откуда перешел на рейд порта Кавказ в Керченском проливе, где с апреля 2021 года используется в качестве накопителя. Обычно, в качестве накопителя используют изрядно изношенные танкеры, а новые используют для транспортировки нефти. В настоящих условиях санкционной реальности возможность эффективной эксплуатации танкера «Владимир Виноградов» вызывает большие сомнения, поэтому, вероятно, он будет использоваться в качестве накопителя и у любителей накопителей Афромаксов появится повод «накатить».
Технические характеристики танкера:
Номер проекта: CORO114-FS-P1 2017-04-12
Тип судна: Нефтяной танкер
Флаг: Российская Федерация
Номер ИМО: 9842188
Позывной сигнал: UBTV8
Валовая вместимость: 65141 GT
Дедвейт: 114000 тонн
Длина: 250 метров
Ширина: 46 метров
Скорость: 14,6 узла
Классификационное общество: Российский Морской Регистр Судоходства — РМРС
Символ класса: КМ ✪ 1B (1A for Hull) AUT1-ICS OMBO LI VCS CCO ECO-S BWM(T) SPM TMS IWS DE-Tier III GFS BMS COMF(С) Oil Tanker (ESP) CSR
Ледовый класс: ICE-1A
Тип главного двигателя (ГД): двух-топливный (Duel-fuel)
Мощность ГД: 13778 кВт (18732 л.с.)
Управляющая компания: АО «Роснефтефлот»
В настоящее время данные о местоположении танкера отсутствуют, последнее место стоянки указывается у причала в Большом Камне на 19 апреля 2022 года, поэтому можно предположить, что судно продолжает находиться в заводе и его эксплуатация не началась, так что начало окупаемости вложенных в него средств откладывается, а сама окупаемость растянется на неопределенное время.
Автор капитан В.Н. Филимонов