Штормовая Атлантика

Зимой в Северной Атлантике штормами никого не удивишь. Но такой штормовой зимы, какая выдалась с 2014 на 2015 г, не видывал никто из продолжавших ходить в море исландских моряков. У нас на судне их было три человека, один в море ходил уже 40 лет. В ту зиму наш контейнеровоз работал на линии: Роттердам – Исландия – Канада – США – Исландия – Роттердам. И вот в начале января 2015 года мы возвращались из Канады на Исландию. Еще до выхода из порта Аргентия (Ньюфаундленд) мы получили прогноз погоды и поняли, что спокойного перехода не получится и нам достанется от Северной Атлантики по полной программе. Приготовили судно к плаванию в штормовых условиях. В основном приготовления сводились к тому, чтобы все, что может двигаться – закрепить, все отверстия – задраить, а остальное все и так было всегда готово, потому что качка и так была на всех переходах между портами. Первые сутки после отхода из Аргентии, погода была более-менее нормальная, а 6 января, с утра, судно вошло в центр циклона. Хотя правильнее будет сказать урагана, потому что атмосферное давление продолжало падать, даже тогда, когда стрелка барометра прошла уже все немыслимые, самые низкие значения. Когда стрелка приблизилась к последним двум делениям, я решил запечатлеть сие событие для истории и сделал несколько снимков, которые вы можете увидеть на фотографиях.

барометр

Судовой барометр. Как говорится, падать дальше некуда, осталось последних два деления.

приборы

Судовые часы и барометр.

На снимке с монитора электронной карты участок Северной Атлантики с красной линией нашего курса, а место судно обозначено двойным кружком и стрелкой. На меню можно посмотреть координаты судна, дату, время, курс и скорость судна.

монитор

На электронной карте район Северной Атлантики с маршрутом перехода от острова Ньюфаундленд до порта Рейкьявик в Исландии.

Еще один снимок с видом океана. Как хорошо видно в центре урагана океан вполне даже мирный. Хотя в действительности цвет неба был необычно зловещий и состояние такое, как будто по тебе каток проехал – это давало о себе знать очень низкое давление.

океан

Северная Атлантика перед ураганом.

Вообще, в ту зиму нас изрядно, как мы говорили между собой, «плющило» низким давлением. На первый взгляд может показаться, что мы шли несколько странным курсом. Однако это не совсем так. С учетом прогноза погоды, мы намеренно проложили курс таким образом, чтобы после прохода центра урагана, изменить его и идти по ветру.

океан

Очень скоро мы убедились, что наша оценка прогноза оказалась верной, а курс правильным, и когда ветер достиг ураганной силы мы держали точно по ветру и тем самым облегчили себе жизнь и обезопасили судно. Хотя облегчили и обезопасили, конечно же относительно. К вечеру ветер достиг ураганной силы и его порывы достигали 36 метров в секунду. Ураган сопровождался понижением температуры до минус 4 градусов и сильнейшей метелью. В лучах включенных прожекторов, картина беснующегося океана и метели потрясала мощью природы. К ночи высота волн уже достигала высоты около 20 метров. Килевая качка была такая стремительная и уменьшить её не было никакой возможности. В момент, когда гребень волны подходил под корму, нос судна падал вниз, а мы соответственно летели, как бы это сказать, фэйсами, в приборные мониторы. В моменты, когда судно оказывалось на гребне волны, скорость судна за секунду увеличивалась с 13 до 17,5 узлов. Для болида Формулы 1 ускорение не существенно, а вот для десяти тысяч тонн очень даже приличное ускорение. Представляете болид в десять тысяч тонн. Чтобы лучше представить, как выглядел наш контейнеровоз на волне, лучше представить серфингиста на доске. Вот так и мы, только доска по больше, а в остальном такие же ощущения. В общем то ничего нового, ну покачало, не выспались бы конечно, что-то обязательно бы сломалось, разбилось, в конце концов отнесли бы это к «допустимым потерям». К сожалению, нас ожидал неприятный «сюрприз». Поздним вечером, на вспомогаче сработала предупредительная сигнализация. Перешли на другой. Выяснили что низкое давление масла в системе, так как «забиты» масляные фильтра. Только почистили и установи на движок, как сработала сигнализация на работающем, по той же причине. И понеслась «карусель» с бесконечными переходами с одного на другой вспомогач и чисткой фильтров. Причина? Причина обыкновенная жадность судовладельца. Купил он судно летом 2014 и в это время судно было в доке в Клайпеде. Судну 15 лет, возраст для судна не важнецкий. Все механизмы «ушатаны», корпус поизносился. Топливные и масляные танки загрязнены шламом. Требуется обязательная чистка и инспектор регистра потребовал почистить танки, но пронырливый судовладелец решил сэкономить и по «своим» каналам «надавил» на инспектора. Да, судовладелец был не из России, а из одной вполне себе респектабельной Скандинавской страны. Танки не почистили надеясь, что авось пронесет. Правда, чем-то знакомым отдает – это неистребимое авось, небось и как-нибудь. А то, что это нарушение правил и уже поэтому преступление, а также может привести к гибели судна, экипажа и загрязнению и без того загаженной окружающей среды, это мало интересовало «цивилизованного» европейца. Мало ли, что так положено. Мне один директор, в начале «лихих 90-х» так ответил: «Если все делать по правилам, то нужно продавать пароход и торговать сникерсами.» Так что подходы в общем-то везде одинаковые. А что наш контейнеровоз? Чистили фильтра до тех пор, пока качка не уменьшилась и «дрянь» в танке не осела. И так каждый переход, когда была сильная качка. В чем была опасность? Если бы судно обесточилось, то главный двигатель бы остановился судно потеряло бы управление и развернулось лагом к ветру. На волнении высотой под 20 метров, при ширине судна 22 метра, это означало бы, что судно начало испытывать стремительную качку с амплитудой близкой к критической и, даже не смотря на приличный запас остойчивости, могло опрокинуться или получить повреждения, которые бы очень быстро привели к гибели судна.
За зиму 2014-2015 года через Северную Атлантику прошло более 45 циклонов, и почти все достигали силы урагана. Скорость ветра достигала 45 метров в секунду, на нашем судне мы наблюдали 36 метров в секунду. Правда атмосферное давление так низко уже не опускалось. Все ураганы, в которые мы попали, наш контейнеровоз прошел без значительных повреждений.
К месту будет упомянуть, что ровно через год, 2 января 2016 года, уже без меня, в шторм, к северо-западу от берегов Шотландии, судно получило значительные повреждения, вынуждено было прервать рейс, вернуться в порт Роттердам, выгрузить все контейнера и идти на ремонт в Таллинн. Ремонт занял около месяца. Причина повреждений была в том, что капитан следовал в условиях шторма не снижая скорости, а еще в добавок запретил вахтенным помощникам сбавлять ход. Вот и «встретились» с одной волной на полном ходу. Удар волны был такой силы, что остановился главный двигатель, образовалась большая вмятина в наружной обшивке на левой скуле судна, обрушился волнолом позади бака и повредил комингс трюма №1, что привело к поступлению воды в трюм.
Но как говорится это уже совсем другая история и тема для рассказа.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+