В последние годы российское гражданское судостроение успешно адаптировалось к условиям глобализации, созданной развитыми странами Западной цивилизации, и перешло к строительству грузовых судов для российского торгового флота, в которых доля иностранных механизмов и оборудования, превышала 90%, причем все основные механизмы были иностранного производства. По тому, как с годами, доля отечественных механизмов увеличивалась незначительно, судостроителей и заказчиков, по видимому, такое судостроение устраивало, или по крайней мере, не очень «напрягало» и чувствовали они себя вполне комфортно. Вот только для нашей страны и ее экономики, такая ситуация таила в себе не только скрытые угрозы, но и вполне очевидные, главная из которых — это утрата страной транспортной независимости.
Нельзя сказать, что в правительстве ничего не делали для исправления опасной ситуации, наоборот, следует отметить, что в нем осознали, что за время, прошедшее с начала 90-х годов, российский частный судоходный бизнес показал свою полную несостоятельность и неспособность к развитию торгового флота и обеспечению транспортной независимости государства, и что без государственного вмешательства страна останется совсем без торговых судов. Создание при Минтрансе Государственной Транспортной Лизинговой Компании и строительство по ее заказам, на трех судостроительных заводах, нескольких десятков судов проектов RSD32M и RSD59, безусловно, пошло на пользу торговому флоту страны, несмотря на несовершенство проектов и полную зависимость от иностранной «начинки». Планов по строительству новых судов было «громадье» и вполне вероятно, что судов проекта RSD59 и его модификаций, понастроили бы много, однако, как это у нас случалось неоднократно, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Новая реальность, в которой наша страна оказалась после наложения на нее западных санкций, мягко говоря, нарушила эти планы и их реализация теряется в мало предсказуемом будущем.
Прошел год, однако в нашем судостроении мало что изменилось и «здорового» оптимизма оно не излучает, по крайней мере, о сдаче новых судов в эксплуатацию не слышно, а планы выглядят не убедительно, на фоне сетований о трудностях с «начинкой». Но ведь ждать у моря погоды, вернее, надеяться на милость западных «уженепартнеров», пожалуй не стоит, так как сами наши власти, в последние несколько месяцев, неоднократно констатировали, что новая реальность установилась надолго и возврат к прежним отношениям с западом дело не близкого будущего, да и действия западных «уженепартнеры», также, мало способствуют налаживанию прежних отношений.
Значит, расчитывать на западную «начинку» для наших торговых судов не следует и необходимо искать им замену, при этом не кидаться из «огня, да в полымя», то есть из зависимости от одних супостатов, переходить к другим, а полностью менять концепцию судостроения, иными словами, наступило время «собирать камни». Причем и правительство, еще в прошлом году, во всеуслышание, заявило о программе импортозамещения, то есть, оно ратует, за уменьшение зависимости от иностранных комплектующих в критически важных для страны отраслях. Надо полагать, транспорт, особенно морской, с их точки зрения, относится к данной категории. Однако от заявлений, то есть, от благих намерений, до их реализации в металл, причем в отношении к судостроению, в прямом смысле этого слова, «дистанция огромного размера» и, по крайней мере видимых, изменений пока не наблюдается. Возможно, где-то там.., происходят невидимые для непосвященных, тектонические сдвиги, не сопровождающиеся грохотом стали, клубами дыма и привычными бравурными маршами, которые со временем, незаметно, воплотятся в сотни новых грузовых судов. Однако, как раз отсутствие «привычного» и настораживает больше всего, так как никакого практического смысла в намеренном замалчивании успехов и достижений нет, наоборот, воспевание малозначащих событий, свидетельствует о том, что значение агитпропа никуда не исчезло. В таком случае напрашивается неутешительный вывод, что действительно нет повода для пропагандистской шумихи.
Как говорится, «устав от скуки ожиданья», решил самостоятельно выяснить возможности российской промышленности по производству «начинки» для торговых грузовых судов, благо возможности инета для этого просто безграничны.
Результат превзошел даже сдержанный оптимизм, а затраченное время исчислялось, нет не месяцами и не неделями, всего потребовалось полтора дня для сбора исчерпывающих данных, а вернее сказать фактов, потому что факты наиболее подходят для того, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть какое-либо предположение.
Собирать факты безотносительно к конкретному судну представляло значительно меньше практической ценности, поэтому для содержания была подготовлена и форма, то есть проект суденышка. Исходя из имеющихся возможностей нашей промышленности, традиций отечественного судостроения, предыдущего опыта эксплуатации грузовых судов смешанного река-море плавания и личных эстетических предпочтений, в качестве формы был выбран последний советский проект № 19611, разработанный в КБ судостроительного завода «Красное Сормово».
Особенно подчеркиваю, что использование данного проекта носит демонстрационный характер, ни в коем случае не является посягательством на авторские права правообладателей проекта и не должно рассматриваться, ни с какой стороны, как акт плагиата и присвоения чужих идей.
Коль скоро имеется проект суденышка, то ему необходимо дать название, так сказать, для одушевления. В России множество достойных имен и названий и остановиться на одном дело нелегкое, тем не менее, выбор делать необходимо и он остановился на имени Григорий Муловский. Большинству читателей имя Григория Муловского мало о чем говорит, тем не менее, его личность для истории нашей страны могла сыграть очень даже значимую роль, ведь именно он был назначен командиром первой российской кругосветной экспедиции, подготовленной по указу императрицы Екатерины Второй. Задачи перед экспедицией были поставлены просто геополитические и в случае их реализации России обретала просто колоссальные выгоды, например, одной из задач было объявление русских колоний в Северо-Западной части Северной Америке, территорией Российской империи, а это значит, что Аляска никогда не была продана США. Однако, осуществлению грандиозных планов Екатерины Второй не суждено было осуществиться, так как их реализации не допустила Британская Империя, намеренно натравившая на Россию сначала Османскую Империю, а затем и Швецию. В условиях начинающейся войны, Императрица Екатерина отменила экспедицию, хотя все пять кораблей уже были полностью готовы к отправлению в плавание в начале октября 1787 года, а Григорий Иванович Муловский был назначен командиром линейного 74-х пушечного корабля «Мстислав» и спустя два года погиб в Эландском сражении. Во время его гибели на корабле служил «за мичмана» Иван Федорович Крузенштерн, в последствие назначенный командиром уже состоявшейся первой российской кругосветной экспедиции. Преемственность символичная и последовательная. Григорий Иванович Муловский был блестящим российским морским офицером и лично, весьма ревностно участвовал в подготовке экспедиции, что уже по себе большая редкость и заслуживает уважения и использования в качестве назидания потомкам, поэтому его имя и было дано нашему виртуальному проекту. Таким образом, проект суденышка подобран, назван подходящим именем «Григорий Муловский», осталось наполнить его отечественным «содержанием».
Рисунок грузового теплохода смешанного река-море плавания типа «Григорий Муловский».
За полтора дня удалось подобрать 100% российских комплектующих! Все, от главных двигателей, до «мелочевки», по крайней мере, на основании данных приведенных на сайтах российских компаний производителей, многие из которых это различные НИИ и предприятия ОПК, то есть, заведения серьезные и не доверять размещенным на их сайтах данным нет оснований. Перечисление всех позиций в одной статье вряд ли целесообразно, поэтому ограничимся только наиболее важными из них, хотя и их перечень выглядит внушительно. И так, у кого имеется желание, может ознакомиться с получившейся комплектацией нашего т/х «Григорий Муловский».
Основные технические данные судна
Тип судна
Однопалубное открытого типа, с тремя трюмами, двухвинтовое, без седловатости, с двойным дном и двойными бортами, с баком и укороченным ютом, с надстройкой в корме, смешанного река-море плавания.
Назначение
Перевозка генеральных и насыпных грузов, включая зерно, лес, контейнеры, тяжеловесные и крупногабаритные, с учетом предельно допустимой нагрузки.
Класс Регистра и район плавания
КМ*Ice3R1BWM(T)
Разрешено плавание в 1-м ограниченном районе при высоте волны 3% обеспеченности до 5 метров, с удалением от порта убежища на расстояние до 200 миль. Класс РМРС разрешает плавание в 1-м ограниченном районе при высоте волны до 8,5 метров, однако имея большой опыт плавания во всех четырех океанах, можно ограничиться плаванием при волнении до 5 метров, так как при больших высотах плавание судов смешанного река-море плавания нецелесообразно и неразумно.
Главные размерения судна
Длина — 118 м.
Ширина — 16,7 м.
Высота борта — 6,7 м.
Осадка в реке — 3,75 м.
Осадка в море — 4,51 м.
Высота надводного борта при осадке 4,51 м — 2,19 м.
Надводный габарит — 14,0 м.
Валовая вместимость — 4000 GT.
Чистая вместимость — 1250 GT.
Дедвейт в реке — 2800 т.
Дедвейт в море — 4100 т.
Главная энергетическая установка
Дизельный двигатель ДМ 185, производства «Уральский Дизель-Моторный Завод».
Мощность 1000 кВт.
Число — 2.
Тип передачи — реверс-редуктор.
Суммарную мощность в 2000 кВт можно считать приемлемой для даных размеров судна и предполагаемых условий эксплуатации.
В случае с трудностями изготовления двигателей мощностью 1000 кВт, вероятность которых исключать не следует, по крайней мере в ближайшие пару лет, предлагается альтернативная компоновка ГЭУ с использованием дизель-электрической установки из четырех дизель-генераторов меньшей мощности, однако суммарно более мощных, чем 2000 кВт.
Электротехнический концерн «Русэлпром» один из крупнейших в стране производителей электрических машин для судов.
Выбор ГЭУ дизель-электрического типа выглядит даже более предпочтительным, чем традиционный, так как в настоящих условия он легче реализуем.
Машинный телеграф
Управление главными двигателями осуществляется посредством Дистанционноего автоматизированного управления — ДАУ «КОРВЕТ».
Компания «РИАТОМ».
Движители
Гребной винт — ВФШ.
Число — 2.
Материал — нержавеющая сталь.
Число лопастей — 3.
Насадки — поворотные, независимые, с нижней опорой.
Число — 2.
Дизель-генераторы ( в случае ГЭУ с двумя дизелями)
ООО «Алтайский Завод Дизельных Агрегатов».
Мощность — 200 кВт.
Число — 3.
Генератор серии ГС-200-Б-КМ. АО «Электроагрегат».
ГРЩ «Электротехническая Производственная Компания» — ЭЛПРОКОМ, Н. Новгород.
Аварийный ДГ
Мощность — 150 кВт.
Число — 1.
Генератор ГС-150-Б-КМ. АО «Электроагрегат».
АГРЩ «Электротехническая Производственная Компания» — ЭЛПРОКОМ, Н. Новгород.
Читатели, осведомленные об оригинальной компоновке проекта № 19611 ДГ видят двойное увеличение мощности, потому что наш опыт эксплуатации показывает, что мощности много не бывает, поэтому ДГ по 200 кВт для нашего проекта вполне оправданы и не являются чем-то избыточным. Тем более, что и мощность НПУ увеличена до 200 кВт.
При ГЭУ дизель-электрического типа число ДГ сокращается до одного.
Аккумуляторы
Великолукский аккумуляторный завод «Импульс».
Котельная установка
КАВ1,6/7-22, и КУП20СИ, производства ОАО «Балтийский завод».
Система сжатого воздуха
Воздушный компрессор производства ООО «Компрессор», С-Петербург — 2.
Пусковые баллоны сжатого воздуха — 4.
Сепаратор топлива и масла
Блок сепарации масла и топлива БСМТ-2,0, Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Масляный холодильник
Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Фильтры забортной воды
Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Сепаратор для очистки нефтесодержащих вод
УОНСВ, Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Система очистки сточных вод
УОСВ, Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Установка водоподготовки пресной воды
Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Выбор сделан в пользу именно установки, а не традиционной компоновки, что представляется более безопасным для здоровья экипажа.
Система очистки балластных вод
СУБВ, Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Балластная система
Автоматически действующее закрытие воздушных труб с предохранительной сеткой и поплавком. Тип 1. Стальное.
Производства машиностроительного предприятия «Винета».
Насосы
Акционерное общество по производству лопастных гидравлических машин — АО «ЛГМ».
«Завод имени Гаджиева».
ГМС «Ливгидромаш».
Выбор довольно большой, поэтому подходящие насосы могут быть заказаны у разных производителей.
Судовая арматура
АО «Армалит».
Рулевая машина
Рулевая машина: Электро-гидравлическая, тип РНМ.
ЦНИИ Судового машиностроения.
«Завод имени Гаджиева».
Число — 2.
Якорное устройство
Якорь Холла. Завод «Красный Якорь»
Носовые: вес 2500 кг, число — 2.
Якорная цепь: калибр 46 мм; длина 250 м каждая.
Кормовой: вес 1500 кг.
Якорная цепь: калибр 40 мм; длина 200 м.
Клюзы якорные
Завод «Красный Якорь».
Кнехты, клюзы швартовные, роульсы
Завод «Красный Якорь».
Также имеется возможность производства всех компонентов якорного устройства на заводе «Метмаш» в г. Бор, Нижегородской области.
Брашпиль
ООО «Адрес Винчестеры Зеленодольск».
Шпиль
ЯШ6ВР. ЦНИИ Судового машиностроения.
Швартовное устройство
Швартовная лебедка — автоматическая.
Число — 1.
Носовое подруливающее устройство — НПУ
Мощность — 200 кВт. «Центр пропульсивных систем «Звездочка».
Люковые закрытия
Откатная четырехсекционная, двухстворчатая система, открывающаяся гидроприводом с управлением переносным пультом. Традиционная для данного проекта. Основные преимущества: простота, минимум времени, быстрота открытия и закрытия, 100% открытие всех трюмов одновременно, отсутствие сложного и дорогостоящего мостового крана.
Рулевое устройство + авторулевой
«Аист»
АО «Петровский электромеханический завод «Молот».
Аксиометр
АО «Завод имени А.А. Кулакова».
Измеритель скорости поворота
Универсальный измеритель скорости поворота. АО «ЦНИИ «Курс».
Устройство автоматической подачи туманных сигналов
Автомат маневроуказания и предупреждения «Сигнал-К». АО «Морские Навигационные Системы».
Штурманские приборы и инструменты
Кренометр
Кренометр типа КМ. Завод «Штурманские приборы».
Кренометр СДК-45М. Дифферентометр Д-072. «Катав-Ивановский приборостроительный завод».
Прокладочные инструменты
Завод «Штурманские приборы».
Грузики для карт
Катав-Ивановский приборостроительный завод.
Протрактор
Завод «Штурманские приборы».
Хронометр
Хронометр 6МХ, производства «1-го Московского часового завода».
Судовые часы
Производитель Чистопольский часовой завод «Восток».
Секундомер
«Агат», Златоуский часовой завод
Секстан
СНО-Т. Завод «Штурманские приборы».
Звездный глобус
Звездный глобус ЗГ-ОМ1.1. Завод «Штурманские приборы».
Бинокли
10х40. Казанский оптико-механический завод.
Барометр
Барометр-анероид метеорологический БАММ-1. Сафоновский завод «Гидрометприбор».
Барограф
Барограф метеорологический андроидный М-22А(С,Н).
Сафоновский завод «Гидрометприбор».
Ручной анемометр
Анемометр ручной электронный АРЭ (1-35 м/с). Сафоновский завод «Гидрометприбор».
Психрометр
Модель МВ-4-2М. Сафоновский завод «Гидрометприбор».
Сигнальные средства
Судовой колокол
Литейная мастерская «Воронежские колокола».
Гонг
ООО «Планета».
Сигнальные флаги
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Лампа дневной сигнализации
Тип «Планета».
Лот ручной
МЛ-12. ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Коммутатор сигнально-отличительных огней
ООО НПФ «МРС Электроникс».
КСОФ. АО «Завод имени А.А. Кулакова».
Сигнальные огни
«Галс Плюс».
Светоимпульсная отмашка
СИО-100 Импульс. «Галс Плюс».
Навигационные приборы
Магнитный компас
КМ145-М. Катав-Ивановский приборостроительный завод.
Оптический пеленгатор для МК
Пеленгатор КМ-145 (типа КМОТ) + Лупа КМОТ. Катав-Ивановский приборостроительный завод.
Гирокомпас
Гирокомпас PGM-C-010. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Курсограф
Курсограф цифровой 23Ц1. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Пелорус
Пелорус 20-РШ1. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Репитер ГК пеленгаторный
Репитер двухшкальный пеленгаторный 19-РШМ3. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Репитер ГК аналоговый
Репитер двухшкальный аналоговый 38-РШМ3. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Репитер ГК цифровой
Репитер цифровой 38-РЦМ4. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
Оптический пеленгатор для репитера ГК
ПГК-2. ПАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания».
РЛС + ЭКНИС
РЛС «Наяда-25М1Р» + «Наяда-25МЕ».
Навигационная система «Горизонт 25».
АО «Горизонт».
Альтернатива:
Интегрированный комплекс навигации, управления движением и связи морских транспортных судов «ШИРОТА». АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
Лаг
Электромагнитный лаг ЛЭМ2-1М. АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
Эхолот
Навигационный эхолот ЭН-200. АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор».
Приемник ГЛОНАС / GPS
Навигационная аппаратура потребителей «ИНТЕГРАЦИЯ». АО «Российский институт радионавигации и времени».
Приемник НАВТЕКС
«Фрегат». ОАО ЦНИИ «Курс».
АИС
«Тритон-92». Компания «Радиома».
Аварийный радиобуй КОСПАС-САРСАТ
АРБM-406Н. ПАО «Ярославский радиозавод».
«АСНАП-М». Филиал ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» – «Научно-исследовательский институт космического приборостроения».
САРТ
РЛО «Курс». Севастопольский радиозавод.
Регистратор данных рейса
Упрощенный регистратор данных рейса (SVDR).
АО «Центральный научно-исследовательский институт «Курс».
Система контроля дееспособности важтенного помощника капитана.
Тип МР. «МРС Электроникс».
NMEA размножитель MNS-201(MNS-201-1). АО «Морские Навигационные Системы».
Авральная сигнализация
«АС-2». «МРС Электроника».
Станция обнаружения пожара
КТС «ПСМ-А». «МРС Электроника».
Средства связи
Аппаратура двусторонней громкоговорящей связи (цифровая)
Модель АДС‐131 ЦИУЛ.465200.001
«НПК МОРСВЯЗЬАВТОМАТИКА»
Аппаратура командной и трансляционной связи
Модель АКТС‐1007
«НПК МОРСВЯЗЬАВТОМАТИКА»
Внутрисудовая телефонная связь
«НПК МОРСВЯЗЬАВТОМАТИКА»
Аварийная безбатарейная телефонная связь
«Диффузор». ЗАО «Институт Сетевых Технологий».
Система ГМССБ
ПВ/КВ + УКВ.
«Акванавт-2». Московское КБ «Компас».
Переносные УКВ
Двухдиапазонная УКВ-радиостанция NavCom СРС-305 (нетонущая).
Пожарные УКВ
Взрывозащищённая УКВ радиостанция NavCom СРС-303В.
Инмарсат-С
А3 только у побережья Португалии у Лиссабона. С аппаратурой для Инмарсат-С вопрос открытый и требуется уточнение по системе «Гонец».
Речная УКВ
Гранит 2Р-24
Речная УКВ-радиостанция NavCom CPC-300
Носимая УКВ
River-Vector
Судовая метеорологическая станция
«Перископ» ЦИУЛ.416531.103.
«НПК МОРСВЯЗЬАВТОМАТИКА».
Тифон
Тифон электрический судовой «ТЭС-75». АО «Морские Навигационные Системы».
Судовая система охранного оповещения (SSAS)
Судовая земная станция «Гонец».
Судовая система охранного оповещения «Сигнал-ССО(ГМССБ)» от компании «Связь и радионавигация».
Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (LRIT)
Судовая земная станция «Гонец».
Спасательное устройство
Спасательная шлюпка
ООО «Судостроение Судоремонт» — «СССР».
Дежурная шлюпка
ООО «Судостроение Судоремонт» — «СССР».
Кран-балка может быть изготовлена и на АО «Обуховское».
ПСН
ПСМ-20. Научно-производственное предприятие «Дана».
Спасательные круги
КС-01. АО «Муромский приборостроительный завод».
Буй Светодымящий
БСД-02Мсд + спасательный круг КС-02. АО «Муромский приборостроительный завод».
Кольцо спасательное плавучее
КСП-01. АО «Муромский приборостроительный завод».
Дымовая шашка
ШДП-01. АО «Муромский приборостроительный завод».
Огонь самозажигающийся
ОС-01. АО «Муромский приборостроительный завод».
Фальшфейер красный
ФК. АО «Муромский приборостроительный завод».
Ракета парашютная
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Спасательные жилеты
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Гидротермограф костюмы
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Теплозащитные средства
Тип «Планета». ООО «Планета».
Надувной спасательный жилет
ССИ-9Д-П. ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Сигнальные огни для спасательных средств
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Фонарь сигнальный
Тип «Планета». ООО «Планета».
Линемет
«УЛ». ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Фонарь поисковый
Тип «Планета-ФОС». ООО «Планета».
Свисток
ООО «Енисей-спас».
Рабочие жилеты
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Каски
ООО «Енисей-спас».
Средства пожаротушения
Система углекислотного пожаротушения
Баллоны СО2 — «Завод промышленных газов».
Группа компаний «Пожтехника».
Дыхательный аппарат
Аппарат АП «Омега-С». АО «КАМПО».
Костюм пожарного
ГК «Энергоконтракт».
ЗАО «АСО».
Фонарь + зарядники+светильники
ООО «Завод взрывозащищенного и общепромышленного оборудования «Горэкс-Светотехника».
Самоспасатели
«Тамбовмаш».
«Российские противопожарные системы».
Огнетушитель углекислотный
ООО «Ярпожинвест».
Огнетушитель порошковый
АО «КАМПО».
Переносные пенные
Группа компаний «Берег».
Шланги
Группа компаний «Берег».
«Завод противопожарного оборудования № 3».
Стволы
ООО «Инженерный центр «ЭФЭР».
Газоанализатор
«Бинар-1П». Компания «АРТГАЗ».
Портативный газоанализатор «Мультигазсенс GS». ООО ЭМИ-Прибор.
ИВЛ
АО «КАМПО».
Комплект АСИ
АО «КАМПО».
Прочее оборудование
СОПЕП
ООО «Научно-производственное предприятие «Морские Спасательные Средства».
Лоцманский трап
ООО «Производственный комбинат».
Трап-сходня алюминиевый + полутрапы ПТ
«Алюминиевые конструкции». С-Петербург.
Трап забортный
«Алюминиевые конструкции». С-Петербург.
Система кондиционирования воздуха
НПК «Морсвязьавтоматика».
Камбузом оборудование
ОАО «Завод «Проммаш».
Холодильное оборудование
«Росспец Холод».
Прожекторы
Тип «Циклон».
Вполне возможно, что при производстве некоторой части из перечисленного выше, применяются импортные комплектующие и с их получением имеются трудности.
Разумеется возникает вопрос о стоимости проекта. Принимая во внимание, что большая часть комплектующих отечественного производства, разумно предполагать, что его стоимость ниже импортных, по крайней мере, на четверть. Кроме того, существенного снижения стоимости можно добиться путем строительства судов крупной серией, например, несколько десятков единиц.
Если взять за основу стоимость судна проекта RSD59, а это 1 миллиард рублей, то принимая во внимание вдвое меньший дедвейт судна и более простую конструкцию корпуса, можно ожидать, снижения стоимости примерно вдвое, а с учетом российских комплектующих и крупносерийного строительства еще процентов на 20, таким образом, весьма приблизительная стоимость составляет примерно 400 миллионов рублей или примерно 5,5 миллионов долларов США, что можно считать вполне приемлемым для судна таких размеров и класса. Однако, учитывая наши отечественные реалии, маловероятно ожидать широкой заинтересованности в снижении стоимости строительства судов, поэтому она будет выше и составит никак не ниже 6 миллионов долларов. Тем не менее, следует принимать во внимание, что при надлежащей организации и управлении производством, жестком контроле и так далее, возможно строительство по разумным и приемлемым ценам.
Окупаемость судна.
Приемлемой считается срок окупаемости в течение примерно 7 лет. В условиях эксплуатации, под давлением санкций, такой срок окупаемости следует считать маловероятным и вернее всего он составит порядка 10 лет. Фактически он во многом будет зависеть от эффективности эксплуатации и может сильно варьировать в обе стороны. Следует также учитывать уровень фрахтовых ставок и стоимость топлива, от размера которых, главным образом, зависит уровень доходов и расходов. При средней ставке фрахта в 30$ средний годовой доход составит около 2,7 миллионов долларов, при стоимости топлива в 650 дол/т, годовые расходы на топливо составят более 1 миллиона долларов. Разумеется, расходы только топливом не ограничиваются, к ним добавятся и портовые сборы и зарплата экипажу, продукты, смазочные масла, питьевая вода, судовое снабжение, страхование, содержание береговых служб и другие эксплуатационные расходы, размер которых также сильно варьирует и составит примерно 1 миллионов долларов. Таким образом, весьма приблизительно, при взятых цифрах, чистая прибыль может составить около 700 тысяч долларов в год. Следовательно, чтобы добиться окупаемости судна в течение примерно 7 лет, его стоимость не должна превышать 5 миллионов долларов США. Разумеется, размер ставок фрахта может сильно сократить срок окупаемости, однако желательно учитывать общие показатели работы всей группы судов и чем она больше, тем выше эффективность, и низкие показатели одних судов будут нивелироваться более высокими других.
Так, в общих чертах, и весьма приблизительно, выглядит окупаемость проекта. Хотя главной целью было собрать факты о возможности строительства судна из максимального числа отечественных комплектующих, рассматривать его проектирование без учета условий, пусть и гипотетической эксплуатации, было бы неверно, а так, хоть и в общих чертах, картина выглядит полнее, пускай и не очень впечатляюще по финансовым показателя. Однако в европейских странах такой результат является просто фантастическим, так что все не так уж и плохо.
Таким образом, собранные факты позволяют сделать вывод, что в настоящее время и в настоящих условиях, на российских судостроительных заводах возможно строительство грузовых судов смешанного река-море плавания практически на 100% состоящие из отечественных комплектующих.
Остается пожелать нашему судёнышку всегда безаварийного плавания на необъятных просторах виртуальных морей.
Автор капитан В.Н. Филимонов