Посадки грузовых судов на мель

Первый квартал текущего года подходит к своему завершению и можно подвести его первые итоги, а заодно и итоги года минувшего.
Минувший 2019 год стал рекордным по числу аварийных случаев связанных со сном судоводителей во время несения ходовой вахты и выполнением своих обязанностей в состоянии алкогольного опьянения.
Все случаи занесены в таблицу, которую мы ведем уже третий год. Число случаев в таблице за предыдущие годы каждый раз меняется, потому что из сумрака прошлых лет время от времени всплывают ускользнувшие от нашего внимания аварийные случаи. Вот и за прошедшие шесть месяцев «всплыл» случай с т/х «Danica Hav», произошедший с ним в 2012 году. Так уж получилось, что текущий год открыл именно т/х «Danica Hav», на котором как и в 2012 году произошел аналогичный случай с капитаном, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, только в 2012 г пьяный капитан беспробудно спал в рулевой рубке во время своей ходовой вахты и не реагировал на вызовы Службы движения, а в январе текущего года пьяный капитан этого судна дважды навалился на причал во время перешвартовки в порту Белфаст, после чего лоцман сообщил портовым властям о состоянии капитана и они вызвали на судно полицию. Капитан был оштрафован на 500 британских фунтов и отправился на судне уже в качестве пассажира. «Danica Hav» принадлежит норвежской судоходной компании Hav Shipmanagement, имеющей представительство в Калининграде. Это тот же самый судовладелец, которому принадлежал т/х «Britannica Hav», опрокинувшийся после столкновения с рыболовным судном в проливе Ла-Манш 20 марта 2018 года.

таблицатаблицатаблица

По количеству аварийных случаев приведших к посадке судов на мель по причине сна во время несения ходовой вахты, а также нахождении в состоянии алкогольного опьянения во время управления судном, первый квартал текущего года соответствует первому кварталу прошлого года, и такая тенденция вызывает обоснованные опасения.
Второй случай в текущем году так же был связан с алкоголем. На небольшом сухогрузе «Christine» пьяный капитан уснул в проливе Зунд и посадки на прибрежную отмель острова Вен удалось избежать только потому, что служба движения сообщила Береговой Охране, которая приняла меры. Судно было отведено в шведский порт Ландскрона, где капитан был арестован.
Третий аварийный случай произошел у берегов Турции и его обстоятельства не совсем ясны, однако мы его включили в нашу статистику так как он связан с плаванием вблизи берега и мог произойти как по причине неисправности техники, так и по иным причинам, в том числе и по причине сна или усталости судоводителей. Т/х «Navaho» повредил садки фермы по разведению рыбы, около 2-х миллионов рыбин оказались на свободе.
Четвертый случай произошел так же в Эгейском море, где сухогруз «Von Perle» под флагом Островов Кука сел на мель у острова Кос.
Пятым по счету стал аварийный случай, произошедший 23 марта у берегов Шотландии. В проливе Минч сухогруз «Kaami» под флагом Багамских островов выскочил на скалу Евгений штормовой ночью на пути из ирландского порта Дрохеда в шведский Слите на острове Готланд. После посадки на скалу экипаж подал сигнал бедствия и был эвакуирован спасательным вертолетом в городок Сторноуэй (Stornoway) и размещен в миссии рыбаков. Груз судна топливные пеллеты из отходов. Наблюдается незначительная утечка дизельного топлива. Береговая охрана установила вокруг судна запретную зону. Судовладелец, норвежская компания Misje Rederi AS, со страховыми компаниями решают вопрос по снятию судна с мели.
Обстоятельства посадки на скалу не сообщаются, однако можно сделать вывод, что она произошла не из-за отказа техники, а по причине навигационной ошибки или существенных недостатков несения штурманской службы, а именно по причине сна переутомленного вахтенного помощника капитана. На судах данной компании до недавнего времени было всего два судоводителя, капитан и старший помощник капитана и они несли вахту шесть через шесть часов. Такой режим работы весьма жесткий и помощник очень быстро утомляется. Не известно был ли на борту второй помощник капитана, так как судовладелец очень неохотно шел на увеличение штурманского состава судов. Несколько лет назад одно из судов данной компании было задержано портовыми властями в одном из портов Северной Испании за то, что капитан и старший помощник систематически не соблюдали режим труда и отдыха. Судно получило разрешение на выход в море только после того, как судовладелец в срочном порядке нанял на судно испанского второго помощника. Однако по приходу в следующий порт – Уддевалла, судовладельцы отправили его домой в Испанию. После этого капитан списался с судна и уволился из компании.
Не везет Шотландии, в прошлом году у входа в Пентленд Ферт сел на скалу сухогруз «Priscilla», а в начале нынешнего вот у западного берега «отыскал» одинокую скалу сухогруз «Kaami».
Четвертый квартал прошлого года выдался весьма «жарким» и число аварийных случаев по причине сна судоводителей и управления судном капитанами в состоянии алкогольного опьянения нисколько не уменьшилось, а наоборот сделало 2019 год «рекордным».
Первым, 13 октября «отличился» костер «Rhodanus», который с полного хода выскочил на прибрежные скалы южного берега острова Корсика у входа в пролив Банифачо. Вахтенный помощник уснул и никем не управляемое судно миновало точку поворота и продолжая движение вышло на скалы. Судно сняли со скал после выгрузки половины груза стали в рулонах.

фото
После этого, в ноябре и декабре произошли две посадки на скалы судов в норвежских шхерах. В одном случае судно снялось с мели своими силами, а во втором во время полной воды с помощью буксира.
В декабре в Сан Франциско лоцман отказался выводить в море балкер «Rainbow Quest» с пьяным капитаном. Капитану грозит штраф в 100 тысяч долларов и тюремный срок.
Закончился 2019 год посадкой на прибрежную мель сухогруза «Невадо 35» под флагом России. Судно принадлежит турецкой компании Алброс. Судно с грузом жмыха следовало из порта Ейск в Катания. В Мраморном море, 25 декабря в полночь на вахту заступил 2-й помощник капитана, который через некоторое время ушел из рулевой рубки в свою каюту и улегся спать. Никем не управляемое судно полным ходом, на авторулевом, следовало курсом 261°. В 040:0 час старший помощник не прибыл на свою вахту и никем не управляемое судно продолжало следовать на авторулевом до 05:00 час пока с полного хода не село на прибрежную отмель у деревни Хошкей. Судно было снято с мели через две недели после частичной выгрузки груза.
Случай прямо скажем совершенно «дикий». Очевидно, что после снятия с мели, осмотра и погрузки груза, судно продолжило рейс уже с новым экипажем.

графикграфикграфикграфик
Статистика красноречиво показывает, что аварийность по причине сна судоводителей и управления судами в состоянии алкогольного опьянения растет год от года. Уменьшить ее может только уменьшение нагрузки на моряков, путем увеличения численности экипажей, однако такого намерения судовладельцев даже не наблюдается. Вернее будет даже предположить, что в связи с последними событиями в мировой экономике, последует дальнейшее сокращение расходов на содержание судов и нагрузка на моряков только увеличится, а это приведет только к тому, что уже в недалеком будущем у нас будет еще немало поводов для изменения аварийной статистики.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+