С изменением плотности воды, осадка судна изменяется. При этом с увеличением плотности воды осадка судна уменьшается и, наоборот, с уменьшением плотности осадка увеличивается. Изменение осадки судна от изменения плотности воды можно вычислить по формуле:
Величина, на которую уменьшается осадка судна при переходе из пресной воды в морскую воду с плотностью 1,025 т/м³, называется поправкой на пресную воду, и, как правило, измеряется в миллиметрах. Для каждого судна данная поправка указывается в Судовом свидетельстве о грузовой марке.
Грузовая марка, нанесенная на обоих бортах судна, показывает, какой минимальный надводный борт может иметь судно в морской воде с плотностью 1,025 т/м³. Когда судно грузится в порту с пресной водой, то грузовая марка может быть утоплена на величину равную поправке на пресную воду. При переходе в морскую воду с плотностью 1,025 т/м³ осадка судна уменьшится на величину этой поправки, и судно будет иметь осадку по грузовую марку.
При погрузке в порту, где плотность воды более 1.000 т/м³, но менее чем 1,025 т/м³. величина, на которую может быть утоплена грузовая марка называется поправкой к осадке на плотность воды (по-английски, Dock Water Allowance) и может быть рассчитана по формуле:
Поправка к осадке, рассчитанная по приведенной выше формуле, получается в сантиметрах.
Пример: Осадка судна по грузовую марку 6,25 м. Поправка на пресную воду составляет 255 мм. Плотность воды у причала 1,009 т/м³. Рассчитать, на какую величину может быть увеличена осадка с тем, чтобы с переходом в воду с плотностью 1,025 т/м³. судно имело осадку по грузовую марку.
Порядок вычислений:
1. Вычисляем, на сколько сантиметров может быть утоплена грузовая марка:
Грузовая марка может быть утоплена на 16 сантиметров.
2. Вычисляем среднюю осадку, на которую может быть погружено судно:
При определении весового водоизмещения судна по осадкам, если фактическая плотность воды, в которой находится судно, отличается от плотности воды, для которой рассчитаны грузовая шкала или гидростатические кривые, то поправку к водоизмещению на плотность воды находят по формуле:
Следует отметить, что при понижении или повышении температуры воды, ее плотность изменяется. Следовательно, если судно находится в пресной воде, то необходимо принимать во внимание ее температуру, так как при высокой температуре пресной воды ее плотность ниже 1,000 т/м³. Если этого не учитывать в расчетах, то разница между истинным и рассчитанным водоизмещением может быть весьма значительной.
Таблица плотности пресной воды при различных температурах:
t°C | ρ, т/м³ | t°C | ρ, т/м³ | t°C | ρ, т/м³ |
0 | 0,99987 | 12 | 0,99952 | 24 | 0,99732 |
1 | 0,99993 | 13 | 0,99940 | 25 | 0,99707 |
2 | 0,99997 | 14 | 0,99927 | 26 | 0,99681 |
3 | 0,99999 | 15 | 0,99913 | 27 | 0,99654 |
4 | 1,00000 | 16 | 0,99897 | 28 | 0,99626 |
5 | 0,99999 | 17 | 0,99880 | 29 | 0,99597 |
6 | 0,99997 | 18 | 0,99862 | 30 | 0,99537 |
7 | 0,99993 | 19 | 0,99843 | 31 | 0,99537 |
8 | 0,99988 | 20 | 0,99823 | 32 | 0,99505 |
9 | 0,99981 | 21 | 0,99802 | 33 | 0,99472 |
10 | 0,99973 | 22 | 0,99780 | 34 | 0,99440 |
11 | 0,99963 | 23 | 0,99757 | 35 | 0,99406 |
Когда судно находится в морской воде, то поправку на температуру забортной воды не учитывают и необходимо руководствоваться только показаниями ареометра.
Ареометр (Densimeter) — это прибор для измерения плотности жидкости. Современные ареометры, как правило, стеклянные. Шкала измерения градуируется в кг/м³. Значение плотности жидкости считывают по делению шкалы, находящемуся на одном уровне с мениском жидкости, как указано на рисунке 1.
Для измерения используют емкость диаметром не менее 50 мм. Пробы забортной воды необходимо брать с обоих бортов в районе миделя с глубины равной половине осадки судна, как можно быстрее после снятия осадок.
Определение плотности воды при помощи ареометра.
Необходимо отметить, что таким же ареометром измеряют плотность воды в балластных танках, когда определяют количество груза по осадкам.
Эта тема подробно рассмотрена в книгах серии «Морская практика»: «Расчет массы груза по осадкам» и «Расчет посадки и дифферента грузовых судов».
Вышло второе издание обеих книг, в том числе и в формате электронных книг. Теперь книги доступны для чтения на портативных электронных устройствах, например, на электронных книгах, планшетах, трансформерах, ноутбуках и даже на смартфонах.
Обе книги находятся в разделе Учебная литература.
Автор капитан В.Н. Филимонов