Диаграммы статической и динамической остойчивости могут быть преобразованы одна в другую. Алгоритмы построения Диаграммы статической остойчивости рассмотрены в разделах «Построение ДСО по пантокаренам» и «Построение ДСО по типовому варианту». Алгоритм построение Диаграммы Динамической Остойчивости судна рассмотрен в разделе «Динамическая остойчивость».
Рисунок 1. Связь между диаграммами статической и динамической остойчивости.
На рисунке 1 изображены диаграмма статической и диаграмма динамической остойчивости, на которой:
1. Точка перегиба диаграммы динамической остойчивости М соответствует максимуму диаграммы статической остойчивости , а угол
, которому соответствует максимальное значение плеча динамической остойчивости
на ДДО, соответствует углу заката диаграммы статической остойчивости.
2. Ордината диаграммы динамической остойчивости при заданном угле крена, с учетом масштаба, равна площади под кривой плеч статической остойчивости до этого же угла крена.
Связь между диаграммами позволяет оценивать динамическую остойчивость судна на диаграмме статической остойчивости.
Определение плеч статической остойчивости на диаграмме динамической остойчивости
Рисунок 2. Определение плеч статической остойчивости на диаграмме динамической остойчивости
Алгоритм нахождения плеча статической остойчивости на диаграмме динамической остойчивости
Для того, чтобы найти значение плеча статической остойчивости для угла крена θк необходимо:
1. На оси абсцисс из точки, соответствующей заданному углу крена θк, восстановить перпендикуляр до пересечения с кривой плеч динамической остойчивости.
2. В точке пересечения К провести касательную к кривой плеч динамической остойчивости.
3. Из этой же точки провести прямую, параллельную оси абсцисс и на ней отложить отрезок, равный 1 радиану = 57,3°.
4. Из конца отрезка восстановить перпендикуляр до пересечения с касательной.
5. Длина отрезка АВ равняется искомому значению плеча статической остойчивости lст для угла крена θк.
Запас динамической остойчивости на диаграмме статической остойчивости
Динамическая остойчивость определяется величиной работы восстанавливающего момента при наклонении судна до заданного угла. На диаграмме статической остойчивости работа восстанавливающего момента при наклонении до заданного угла соответствует площади между кривой плеч статической остойчивости и осью абсцисс от нуля до заданного угла крена.
В соответствие с требованиями Международного кодекса остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года – Кодекс ОСНС 2008 с поправками, принятыми резолюциями MSC.319(89) от 2011 года и MSC.398(95) от 5 июня 2015 года (International Code on Intact Stability — 2008 IS Code):
1. Площадь под кривой плеч статической остойчивости должна быть не менее 0,055 метро-радиана до угла крена 30° и не менее 0,09 метро-радиана до 40° или угла заливания, если этот угол менее 40°.
2. Кроме того, площадь под кривой между углами крена 30° и 40° или между углами крена 30° и углом заливания, если этот угол менее 40°, должна быть не менее 0,03 метро-радиана.
Рисунок 3. Площади под кривой плеч статической остойчивости.
Алгоритм вычисления площадей на ДСО рассмотрен в разделе «Вычисление площади под кривой плеч статической остойчивости».
Больше информации по вопросам остойчивости судна можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов