На каждом грузовом судне в Информации об остойчивости имеются типовые варианты загрузки судна. Для каждого варианта построена соответствующая диаграмма статической остойчивости. Если фактическое водоизмещение судна совпадает с типовым вариантом загрузки, но при этом фактическое возвышение центра тяжести судна отличается от типового, то можно произвести перерасчет типовой диаграммы статической остойчивости следующим образом.
- Вычисляем величину поправки плеча статической остойчивости для углов крена через каждые 10º по формуле:
- С типовой диаграммы статической остойчивости снимаем значения плеч статической остойчивости для углов крена через 10º.
- Затем рассчитываем новые значения плеч статической остойчивости по формуле:
4. По рассчитанным значениям плеч li строим диаграмму статической остойчивости для данного варианта загрузки судна.
Пример построения диаграммы по типовой диаграмме статической остойчивости показан на рисунке 1 и в приведенном ниже примере.
Рисунок 1. Пример построения диаграммы статической остойчивости по диаграмме из типового случая загрузки судна.
Пример: По имеющейся типовой диаграмме статической остойчивости построить ДСО с учетом рассчитанного возвышения центра тяжести судна Zg1 = 5, 95 м.
В типовых случаях нагрузки выбираем вариант соответствующий фактическому водоизмещению судна. Выбираем значение Zg = 5,65 м. для типового случая загрузки.
На типовой ДСО измеряем плечи статической остойчивости для углов крена:
Вычисляем поправки плеч статической остойчивости для углов крена:
Находим значения плеч статической остойчивости для фактического варианта загрузки:
Затем по рассчитанным значениям плеч строим диаграмму статической остойчивости. На рисунке 1 новая диаграмма нанесена пунктиром.
Больше информации можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов