Опыт кренования

 

В процессе постройки или ремонта судна, а также в результате конструктивных переделок корпуса судна могут быть допущены отдельные отступления от намеченных в проекте решений, в связи, с чем, перераспределение весовых нагрузок приводит к изменению положения центра тяжести судна. В частности, в случае удлинения или укорачивания корпуса судна. Так как, возвышение центра тяжести у порожнего судна, является одной из важнейших характеристик остойчивости, то необходимо знать его действительную величину. Для того чтобы точно определить возвышение центра тяжести над основной плоскостью у порожнего судна   применяют опыт кренования.

Проведение опыта кренования основано на методе начальной остойчивости. При его проведении, груз, вес которого известен, перемещают поперек палубы судна и создают крен, который измеряется при помощи весков.

Для того, чтобы во время опытного кренования получить максимально точный результат экипаж под руководством капитана должен подготовить судно.

Кренование выполняется по правилам и под наблюдением представителя классификационного общества, осуществляющего надзор за техническим состоянием судна и выдавшем на судно информацию об остойчивости. Непосредственно опытное кренование выполняют либо специалисты судоремонтного завода, либо конструкторского бюро имеющего одобрение классификационного общества.

Порядок проведения опытного кренования:

1. Кренование должно проводиться в тихую погоду, безветренную погоду, чтобы исключить влияние ветрового давления.

2. Судно должно быть ошвартовано в тихом, защищенном месте, не подвергающемся воздействию посторонних сил, вызываемых, например, волной от гребных винтов проходящих судов или внезапными сбросами из береговых насосов. Необходимо учитывать состояние приливного течения во время опыта.

3. Перед опытом следует измерить глубину вокруг судна для того, чтобы судно не касалось дна. Следует точно измерить плотность воды.

4. Судно, насколько это, возможно, должно быть в прямом положении и иметь достаточную осадку во избежание каких-либо резких изменений в плоскости ватерлинии вовремя кренования судна с одного борта на другой.

5. Все судовые швартовые должны быть ослаблены, для того чтобы судно не касалось причала и могло свободно накреняться.

6. Трап должен быть убран.

7. Количество электрокабелей, шлангов и т.п., соединенных с берегом, должно быть минимальным, и они всегда должны быть свободны и не создавать натяжения на судно.

8. Предпочтительно, чтобы все танки были пустыми или заполненными до предела. Количество не полностью заполненных танков должно быть минимальным. Плотность и глубина жидкости, а также форма танка должны быть такими, чтобы можно было точно определить влияние свободной поверхности.

9. Все грузы на борту судна должны быть закреплены.

10. На палубах не должна находиться вода. Любая дождевая вода, снег или лед, скопившиеся на судне, перед опытом кренования должны быть удалены.

11. Перед опытом кренования следует свести к минимуму временно находящиеся на судне механизмы и материалы.

12. Члены экипажа и береговые рабочие, непосредственно не участвующий в опыте кренования, должны покинуть судно.

13. Общий используемый балласт должен быть, по возможности, достаточным для обеспечения минимального крена в два градуса и максимального крена в четыре градуса на каждый борт. Однако для крупнотоннажных судов может допускаться минимальный крен в один градус на каждый борт. Кренбалласт должен быть компактным и иметь такую конфигурацию, чтобы можно было правильно определить положение его центра тяжести.

14. Водяной балласт обычно   не   допускается в качестве кренбалласта. Однако с согласия Классификационного общества, может допускаться перемещение водяного балласта, когда кренование с использованием твердого кренбалласта невозможно.

15. Для измерений необходимо использовать как минимум два веска. Каждый из них должен располагаться в защищенном от ветра месте. Вески, должны быть достаточной длины, чтобы отмечать отклонение в каждую сторону от прямого положения, составляющее, по меньшей мере, 15 см. Располагать, вески необходимо как можно дальше друг от друга.

16. Инклинографы или другие измерительные устройства рекомендуется использовать только в сочетании с, по меньшей мере, одним веском.

17. Необходимо обеспечить эффективную двустороннюю связь между центральным постом управления и операторами кренбалласта, а также между центральным постом управления и каждым местом, где установлены вески. Один человек на центральном посту управления должен полностью контролировать весь персонал, участвующий в опыте.

Для проведения опыта кренования необходимо иметь копии следующих планов и чертежей судна:

1. Теоретический чертеж судна.

2. Кривые элементов теоретического чертежа (диаграммы элементов плавучести) или гидростатических данных.

3. Схемы общего расположения палуб, трюмов, второго дна и т.д.

4. Грузовой план с указанием вместимости, а также центров тяжести грузовых помещений, танков и т.д. по вертикали и длине.

5. Таблицы вместимости танков.

6. Схема расположения марок углубления.

 

Геометрический смысл опыта кренования рассмотрен на рисунке:

рисунок

Порядок выполнения опыта кренования:

  1. Груз, весом w перемещают поперек судна на расстояние l. В результате этого судно накренится на угол θ.
  2. Измеряют расстояние , равное отклонению веска от диаметральной плоскости судна.
  3. Вычисляют начальную поперечную метацентрическую высоту по формуле: формула

 формула

 

 


Автор капитан В.Н. Филимонов

5+