Определение опрокидывающего момента
Рисунок 1. Определение опрокидывающего момента
Алгоритм определения динамического опрокидывающего момента:
1. На оси абсцисс, влево от начала координат, откладывают угол крена , равный амплитуде качки.
2. Из полученной точки опускают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка К).
3. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии FH, при котором заштрихованные площади КFG и GEH будут равны.
4. Значение плеча динамического опрокидывающего момента снимают на оси ординат.
5. Опрокидывающий момент вычисляют по формуле:
6. Значение динамического опрокидывающего угла крена находят, опустив из точки H перпендикуляр на ось абсцисс.
Определение предельно допустимого момента по углу заливания.
Рисунок 2. Определение предельно допустимого момента по углу заливания
Для определения динамического предельно допустимого момента по углу заливания
1. На оси абсцисс, влево от начала координат, откладывают угол крена , равный амплитуде качки.
2. Из полученной точки опускают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка К).
3. Вправо из начала координат, по оси абсцисс, откладывают угол заливания.
4. Из полученной точки восстанавливают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч в точке Е.
5. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии FH, при котором заштрихованные площади КFG и GEH будут равны.
6. Значение плеча динамического предельно допустимого момента по углу заливания снимают на оси ординат.
7. Предельно допустимый момент вычисляют по формуле:
Важное замечание:
При решении задач динамической остойчивости по диаграмме статической остойчивости следует иметь в виду, что значения динамических кренящих моментов и углов крена, определяются менее точно, чем по диаграмме динамической остойчивости.
Больше информации по вопросам остойчивости судов можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов