Оценка Динамической остойчивости грузового судна, с учетом бортовой качки на волнении, позволяет определить максимальный угол крена, до которого судно может крениться не опрокидываясь, а также определить значение опрокидывающего момента.
Алгоритм построение Диаграммы Динамической Остойчивости судна рассмотрен в разделе «Динамическая остойчивость».
Рисунок 1. Определение опрокидывающего момента с учетом качки.
Для того чтобы определить опрокидывающий момент с учетом бортовой качки, необходимо сначала вычислить амплитуду бортовой качки судна. Порядок вычислений приведен в разделе «Оценка остойчивости судна по критерию погоды».
После того, как будет вычислена амплитуда бортовой качки судна, приступают к построениям на диаграмме динамической остойчивости.
Алгоритм построений на Диаграмме Динамической остойчивости.
1. Из начала координат, влево по оси абсцисс откладывают значение угла , равного амплитуде бортовой качки.
2. Затем из полученного значения восстанавливают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч динамической остойчивости в точке К.
3. Из точки К проводят касательную к кривой плеч.
4. Из точки К вправо, параллельно оси абсцисс, проводят горизонтальную линию и на ней откладывают 1 радиан = 57,3°.
5. Из полученной точки В восстанавливают перпендикуляр до пересечения с касательной в точке С.
6. Отрезок ВС равен значению плеча опрокидывающего момента .
7. Опрокидывающий момент находят по формуле: .
8. Опустив из точки касания А перпендикуляр на ось абсцисс получают угол опрокидывания .
Больше информации по вопросам остойчивости судна можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов