Определение максимального динамического кренящего момента у судна, имеющего ветровой крен — Балтийский Ллойд

Определение максимального динамического кренящего момента у судна, имеющего ветровой крен

 

Определение максимального динамического кренящего момента, который может выдержать судно, имеющее ветровой крен

 

Алгоритмы построения Диаграммы статической остойчивости изложены в разделах «Построение диаграммы статической остойчивости по пантокарен», «Построение ДСО по типовому варианту» и «Построение ДСО с учетом влияния свободной поверхности».

 

Действие максимального динамического кренящего момента с наветренного борта

 

Диаграмма статической остойчивости

Рисунок 1. Действие максимального динамического кренящего момента с наветренного борта.

 

Алгоритм построений на ДСО и вычислений:

Предположим, что под действием ветра, судно имеет некоторый постоянный крен θ. Для того, чтобы определить максимальный динамический кренящий момент Обозначение максимального динамического кренящего момента, который судно может выдержать не опрокидываясь, выполняют следующие построения на диаграмме статической остойчивости (рис. 1):

1. На оси абсцисс откладывают угол постоянного крена Обозначение статического угла крена от постоянного ветра.
2. Из полученной точки восстанавливают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка К).
3. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии ОD, при котором заштрихованные площади КАВ и BCD будут равны.
4. На оси ординат снимают значение плеча максимального динамического кренящего момента Обозначение плеча максимального момента, численно равное отрезку.
5. Максимальный динамический кренящий момент Обозначение максимального динамического кренящего момента, который судно может выдержать, не опрокидываясь, вычисляют по формуле:

формула максимального динамического момента

6. Опустив из точки D перпендикуляр на ось абсцисс, находят значение максимального динамического угла крена Обозначение максимального динамического угла крена., до которого судно может накрениться не опрокидываясь под действием динамического кренящего.

 

Действие максимального динамического кренящего момента с подветренного борта

 

Диаграмма статической остойчивости

Рисунок 2. Действие максимального динамического кренящего момента с подветренного борта.

 

Алгоритм построений на ДСО и вычислений:

Предположим, что под действием ветра, судно имеет некоторый постоянный крен —Обозначение статического угла крена от постоянного ветра. Для того, чтобы определить максимальный динамический кренящий момент Обозначение максимального динамического кренящего момента, который судно может выдержать, не опрокидываясь, выполняют следующие построения на диаграмме статической остойчивости (рис. 2):

1. На оси абсцисс, влево от начала координат, откладывают значение угла постоянного крена —Обозначение статического угла крена от постоянного ветра.
2. Из полученной точки опускают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка Обозначение точки К1).
3. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии FH, при котором заштрихованные площади обозначение площади K1FB и GEH будут равны.
4. Значение плеча максимального динамического кренящего момента Обозначение плеча максимального момента снимают на оси ординат.
5. Максимальный динамический кренящий момент Обозначение максимального динамического кренящего момента, который судно может выдержать, не опрокидываясь, вычисляют по формуле:

формула максимального динамического момента

6. Значение максимального динамического угла крена Обозначение максимального динамического угла крена. найдем, опустив из точки H перпендикуляр на ось абсцисс.

 

Важное замечание:

Из рассмотренных выше рисунков, очевидно, что для судна, имеющего постоянный ветровой крен, более опасен порыв ветра со стороны накренённого борта.

 

Больше информации по вопросам остойчивости можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».


Автор капитан В.Н. Филимонов