Определение максимального динамического кренящего момента, который может выдержать судно, имеющее ветровой крен
Алгоритмы построения Диаграммы статической остойчивости изложены в разделах «Построение диаграммы статической остойчивости по пантокарен», «Построение ДСО по типовому варианту» и «Построение ДСО с учетом влияния свободной поверхности».
Действие максимального динамического кренящего момента с наветренного борта
Рисунок 1. Действие максимального динамического кренящего момента с наветренного борта.
Алгоритм построений на ДСО и вычислений:
Предположим, что под действием ветра, судно имеет некоторый постоянный крен θ. Для того, чтобы определить максимальный динамический кренящий момент , который судно может выдержать не опрокидываясь, выполняют следующие построения на диаграмме статической остойчивости (рис. 1):
1. На оси абсцисс откладывают угол постоянного крена .
2. Из полученной точки восстанавливают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка К).
3. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии ОD, при котором заштрихованные площади КАВ и BCD будут равны.
4. На оси ординат снимают значение плеча максимального динамического кренящего момента , численно равное отрезку 0О.
5. Максимальный динамический кренящий момент , который судно может выдержать, не опрокидываясь, вычисляют по формуле:
6. Опустив из точки D перпендикуляр на ось абсцисс, находят значение максимального динамического угла крена , до которого судно может накрениться не опрокидываясь под действием динамического кренящего.
Действие максимального динамического кренящего момента с подветренного борта
Рисунок 2. Действие максимального динамического кренящего момента с подветренного борта.
Алгоритм построений на ДСО и вычислений:
Предположим, что под действием ветра, судно имеет некоторый постоянный крен —. Для того, чтобы определить максимальный динамический кренящий момент
, который судно может выдержать, не опрокидываясь, выполняют следующие построения на диаграмме статической остойчивости (рис. 2):
1. На оси абсцисс, влево от начала координат, откладывают значение угла постоянного крена —.
2. Из полученной точки опускают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (точка ).
3. Затем на диаграмме подбирают такое положение горизонтальной линии FH, при котором заштрихованные площади и GEH будут равны.
4. Значение плеча максимального динамического кренящего момента снимают на оси ординат.
5. Максимальный динамический кренящий момент , который судно может выдержать, не опрокидываясь, вычисляют по формуле:
6. Значение максимального динамического угла крена найдем, опустив из точки H перпендикуляр на ось абсцисс.
Важное замечание:
Из рассмотренных выше рисунков, очевидно, что для судна, имеющего постоянный ветровой крен, более опасен порыв ветра со стороны накренённого борта.
Больше информации по вопросам остойчивости можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов