Определение динамического угла крена, вызванного динамическим моментом заданной величины
Алгоритмы построения Диаграммы Статической Остойчивости — ДСО, изложены в разделах «Построение диаграммы статической остойчивости по пантокарен», «Построение ДСО по типовому варианту» и «Построение ДСО с учетом влияния свободной поверхности».
Рисунок 1. Определение динамического угла крена, вызванного динамическим моментом заданной величины.
Алгоритм вычислений и построений:
Для определения динамического угла крена по заданному динамическому моменту на Диаграмме Статической остойчивости выполняют следующие построения:
1. Находят величину плеча динамического момента по формуле , где Δ — весовое водоизмещение судна в тоннах.
2. На оси ординат откладывают значение плеча динамического момента (на рис. 1 отрезок ОА).
3. Из конца полученного отрезка, параллельно оси абсцисс, проводят горизонтальную линию АЕ.
4. Затем, на оси абсцисс, визуально подбирают такое значение угла крена, при котором обеспечивается равенство заштрихованных площадей ОАВ и ВСD.
5. Этот угол и будет искомым динамическим углом крена .
Если необходимо определить динамический кренящий момент по заданному динамическому углу крена, то задача решается в обратном порядке.
1. На оси абсцисс откладывают динамический угол крена.
2. Из полученной точки восстанавливают перпендикуляр до пересечения с кривой плеч статической остойчивости (на рисунке точка D).
3. Затем, на оси ординат, визуально подбирают такое значение плеча динамического кренящего момента, при котором обеспечивается равенство заштрихованных площадей ОАВ и ВСD.
Определение максимального динамического кренящего момента и соответствующего ему угла крена
Рисунок 2. Определение максимального динамического кренящего момента и соответствующего ему угла крена.
Для нахождения максимального динамического кренящего момента и соответствующего ему угла динамического крена, на диаграмме статической остойчивости выполняют построения:
1. Подбирают такое положение прямой АВ, параллельной оси абсцисс, при котором площади C и D будут равны.
2. Величина отрезка ОА будет равна значению плеча .
3. Максимальный динамический кренящий момент, который судно может выдержать не опрокидываясь, находят по формуле:
4. Опустив из точки В перпендикуляр на ось абсцисс находят значение максимального динамического угла крена .
Больше информации по вопросам остойчивости можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов