Нормирование остойчивости

 

В процессе эксплуатации грузового судна оценка его остойчивости должна проводиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в Информации об остойчивости, находящейся на борту каждого судна. Национальные требования к остойчивости грузовых судов, как правило, не могут быть ниже, чем установленные ИМО.

Согласно требованиям Международной Морской Организации, остойчивость всех торговых судов должна удовлетворять требованиям Международного кодекса остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года – Кодекс ОСНС 2008 с поправками, принятыми резолюциями MSC.319(89) от 2011 года и MSC.398(95) от 5 июня 2015 года (International Code on Intact Stability – 2008 IS Code).

Минимальные критерии остойчивости для всех грузовых судов

 

Остойчивость грузового судна в любое время должна отвечать следующим критериям:

  1. Начальная поперечная метацентрическая высота должна составлять не менее 0,15 м.
  2. Плечо восстанавливающего момента должно составлять, по меньшей мере, 0,20 м при угле крена, равном или более 30°.
  3. Площадь под кривой плеч статической остойчивости должна быть не менее 0,055 метро-радиана до угла крена 30° и не менее 0,09 метро-радиана до угла крена 40° или угла заливания, если этот угол менее 40°.
  4. Площадь под кривой плеч статической остойчивости между углами крена 30° и 40° или между углами крена 30° и углом заливания, если этот угол менее 40°, должна быть не менее 0,03 метро-радиана.
  5. Максимальная статическая остойчивость должна отмечаться при угле крена большем или равном 25°.

Для судов, перевозящих некоторые виды грузов установлены отдельные требования к их остойчивости.

Критерии остойчивости для судов перевозящих лесные грузы на палубе

 

Перевозка лесных грузов на палубе должна осуществляться в соответствие с Кодексом безопасной практики для судов, перевозящих лесные палубные грузы, 2011 г, принятом Резолюцией А.1048(27), Ассамблеи ИМО 30 ноября 2011 года.

Минимальные критерии остойчивости судов перевозящих лесные грузы на палубе в соответствие с вышеуказанным кодексом:

  1. При отходе судна в рейс начальная поперечная метацентрическая высота должна быть не менее 0,10 м. На протяжении всего рейса метацентрическая высота должна быть положительной с учетом поправки на влияние свободной поверхности жидкости в танках и, где это уместно, на поглощение воды палубным грузом и/или обледенение открытых поверхностей.
  2. Максимальная величина плеча статической остойчивости должна составлять, по меньшей мере, 0,25 м.
  3. Площадь под кривой плеч статической остойчивости должна быть не менее 0,08 метро-радиан до угла крена 40° или до угла заливания, если этот угол менее 40°.

Меры по контролю остойчивости судов с лесным палубным грузом

 

Остойчивость судна в любое время, включая операции по погрузке и выгрузке лесного палубного груза, должна быть положительной и отвечать требованиям, указанным в Информации об остойчивости.

При расчете остойчивости следует учитывать следующее:

  1. Увеличение веса лесного палубного груза вследствие намокания сухого леса, а также обледенения.
  2. Изменение количества расходуемых запасов во время рейса.
  3. Влияние свободной поверхности жидкости в танках в результате расходования топлива, воды и т.д.
  4. Вес воды, которая может скапливаться в местах, не заложенных лесом, в пределах палубного груза.

 

Если во время погрузки судно получит крен, которому нельзя найти объяснения, то грузовые операции необходимо немедленно прекратить до выяснения причин, вызвавших крен.

На судах длиной менее 100 м необходимо также учитывать, что балластировка после отхода, может вызывать превышение эксплуатационной осадки судна по сравнению с лесной грузовой маркой. Балластировку и дебалластировку следует проводить в соответствии с инструкциями, изложенными в Информации об остойчивости.

Следует избегать избыточной начальной остойчивости судна, так как это может привести к быстрой и резкой качке при сильном волнении, которая вызовет большие силы скольжения и расшатывания груза, которые в свою очередь создадут высокие напряжения в найтовах. Предпочтительно, чтобы начальная поперечная метацентрическая высота не превышала 3% ширины судна, при условии, что другие критерии остойчивости также соответствуют установленным требованиям.

В случае, если судну предстоит плавание в районе действия зимней грузовой марки, то высота палубного груза не должна превышать одной трети от максимальной ширины судна.

Остойчивость судна будет удовлетворять предъявляемым требованиям как правило, если вес лесного палубного груза не будет превышать одной трети от общего веса груза.

Критерии остойчивости для судов, перевозящих зерно насыпью

 

Остойчивость судов, перевозящих зерно насыпью, должна отвечать требованиям Международного кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью, одобренного резолюцией MSC.23(59) 23 мая 1991 года.

Согласно этому кодексу, для судов, перевозящих зерно насыпью, установлены следующие минимальные критерии остойчивости:

  1. Начальная поперечная метацентрическая высота, с учетом поправки на влияние свободной поверхности жидкостей в танках, должна быть не менее 0,30 м.
  2. Угол крена от смещения зерна не должен превышать 12°, а для судов, построенных на или после 1 января 1994 г., угла входа кромки палубы в воду, смотря по тому, что меньше.
  3. На диаграмме статической остойчивости, площадь между кривой кренящих и кривой восстанавливающих плеч до угла крена, соответствующего максимальной разности между ординатами этих двух кривых, или 40°, или угла заливания, смотря по тому, что меньше, при всех условиях загрузки должна быть не менее 0,075 метро-радиан.
  4. Также после погрузки и до выхода в море судно не должно иметь крена.

 

Перед погрузкой зерна насыпью, необходимо выполнить расчет и оценку динамической остойчивости судна, с учетом возможного смещения груза, согласно требованиям Кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью. Для этого строят диаграмму статической остойчивости. Диаграмма статической остойчивости должна строиться по пантакаренам, включая пантакарены при 12° и 40°, с максимально возможной точностью.

рисунок диаграммы

 

Диаграмма статической остойчивости, построенная в соответствие с требованиями Кодекса по безопасной перевозке зерна насыпью

формула

где,

My   – Условный объемный кренящий момент от поперечного смещения зерна.

γ      – Удельный погрузочный объем зерна.

    – Весовое водоизмещение судна. формула

Значения условных объемных кренящих моментов от смещения зерна приводятся в зерновой информации об остойчивости, находящейся на борту судна.

Удельный погрузочный объем зерна сообщает судовой агент, либо представитель грузоотправителя.

Критерии остойчивости для контейнеровозов длиной более 100 м

 

В соответствии с требованиями Кодекса остойчивости неповрежденных судов всех типов, на которые распространяются документы ИМО, остойчивость всех контейнерных судов длиной более 100 м. должна соответствовать следующим условиям:

  1. Площадь под кривой плеч статической остойчивости, должна быть не менее 0,009/С метро-радиан до угла крена в 30° и не менее 0,016/С метро-радиан до угла крена в 40° или угла заливания, если этот угол менее 40°.
  2. Площадь под кривой плеч статической остойчивости, между углами крена 30° и 40° или 30° и угла заливания, если этот угол менее 40°, должна быть не менее 0,016/С метро-радиан.
  3. Плечо статической остойчивости должно составлять по меньшей мере 0,033/С м при угле крена, равном или более 30°.
  4. Максимальное плечо статической остойчивости должно составлять, по меньшей мере 0,042/С м.
  5. Общая площадь, ограниченная кривой плеч статической остойчивости, до угла заливания должна быть не менее 0,029/С метро-радиан.
  6. В указанных выше критериях коэффициент формы С следует рассчитывать с использованием формулы и рисунка:

формула

 где,

Tср – Средняя осадка, в метрах.

формулакак указано на рис. 2 и 3.

H   – Теоретическая высота борта судна, в метрах.

B    – Теоретическая ширина судна, в метрах.

Zg – Возвышение центра тяжести судна над килем, должно приниматься не менее Tср.

δ    –  Коэффициент полноты водоизмещения.

α    – Коэффициент полноты ватерлинии.

рисунок

Рисунок 2. Расчет коэффициента С

 

рисунок

Рисунок 3. Расчет коэффициента С

Больше информации по вопросам остойчивости можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+