Особенно часто им пользуются при вычислении углов крена при погрузке или выгрузке тяжеловесных грузов и при решении задач, связанных с выравниванием крена или наоборот с накренением судна.
Предположим, что вследствие несимметричного размещения груза, балласта, топлива и прочих запасов, судно получило крен. Массу груза или балласта, необходимые для выравнивания крена, можно рассчитать по приведенным ниже формулам.
- Момент, кренящий судно на 1° рассчитывается по формуле:
где,
h – Начальная поперечная метацентрическая высота.
Δ – Водоизмещение судна.
57,3º – Один радиан.
2. Если известно расстояние в трюме, на которое можно перенести груз или расстояние между центрами тяжести судовых цистерн, то вес груза, балласта, топлива и прочих запасов, которые необходимо переместить, чтобы изменить крен судна на 1° может быть найдено по формуле:
где,
l – Расстояние на которое перемещается груз или расстояние между центрами тяжести судовых цистерн.
– Вес груза, балласта и прочих запасов, которые необходимо переместить, чтобы изменить крен судна на 1°.
– Момент, кренящий судно на 1°.
3. Общая масса груза или балласта необходимая для выравнивания крена θ градусов вычисляется по формуле:
где,
θ – Угол крена судна.
Или можно воспользоваться формулой:
4. Если известен вес груза, балласта и прочих запасов, то расстояние, на которое необходимо их переместить, чтобы выровнять крен судна может быть найдено по формуле:
Пример: Водоизмещение судна Δ = 4800 тн. Начальная поперечная метацентрическая высота h = 0,45 м. Ширина судна В = 15 м. Судно имеет крен θ = 3,5° на правый борт. Необходимо рассчитать, сколько топлива необходимо перекачать из топливной цистерны правого борта в цистерну левого, чтобы выровнять крен судна.
Пример расчета момента, кренящего судно на 1 см.
- Рассчитываем момент, кренящий судно на 1°:
- Затем вычисляем расстояние между центрами тяжести топливных цистерн:
l = 15 / 2 = 7, 5 м.
- После этого рассчитываем вес топлива, которое необходимо перекачать для спрямления судна:
Больше информации можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов