Если груз весом w переместить поперек судна как показано на рисунке ниже, то есть от одного борта в сторону другого, то оно накренится на некоторый угол. В результате этого перемещения центр тяжести судна G сместится в G1, и плечо статической остойчивости уменьшится на некоторую величину.
Важное замечание:
Во ВСЕХ случаях поперечного перемещения груза на судне, в результате которых у судна появляется статический крен, плечо статической остойчивости будет УМЕНЬШАТЬСЯ.
Величина уменьшения плеча статической остойчивости может быть вычислена по формуле:
где,
δYg — Поперечное перемещение центра тяжести судна.
Рисунок. Изменение плеч статической остойчивости при перемещении груза поперек судна
При вертикальном перемещении груза, величина изменения плеча статической остойчивости увеличивается с увеличением угла крена.
При поперечном перемещении груза величина изменения плеча статической остойчивости имеет максимальные значения при начальной остойчивости и при малых углах крена.
Важное замечание:
Судно не должно плавать с постоянным (статическим) креном, если не предприняты меры для увеличения плеч статической остойчивости.
Пример: На судне водоизмещением 8300 тонн переместили груз весом 130 тонн с левого борта на правый, на расстояние 10 метров. Значения плеч статической остойчивости до перемещения груза:
Вычислить значения плеч статической остойчивости после перемещения груза поперек судна. Первоначальное положение судна без крена.
Порядок вычислений:
1. Вычисляют поперечное перемещение центра тяжести судна:
2. Вычисляют новые значения плеч статической остойчивости по формуле:
Подставляя значения для соответствующих углов крена получают:
По вычисленным новым значениям плеч статической остойчивости строят диаграмму статической остойчивости и на ней выполняют оценку остойчивости судна на ее соответствие установленным критериям остойчивости.
Больше информации можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».
Автор капитан В.Н. Филимонов