Оборудование судов магнитными компасами

 

Оборудование торговых судов магнитными компасами сформулированы в Международной Конвенции по Охране Человеческой Жизни на Море – СОЛАС (International Convention for the Safety of Life at Sea – SOLAS), в Резолюции ИМО А.382(10), в требованиях по оборудованию судов признанных Классификационных обществ, входящих в Международную Ассоциацию Классификационных Обществ -МАКО (International Association of Classification Societies – IACS), в России это Российский Морской Регистр Судоходства – РМРС, а также в требованиях морских администраций стран, входящих в ИМО.

В Конвенции СОЛАС, требования по оборудованию торговых судов магнитными компасами изложены в Главе V «Безопасность мореплавания», Правиле 19 «Требования к оснащению судов навигационными системы и оборудование», Параграфе 2 «Судовое навигационное оборудование и системы»:
2.1. Все суда независимо от размера должны иметь:
1. правильно настроенный стандартный магнитный компас или другие средства, не зависящие от источника питания, для определения курса судна и отображения показаний на главном рулевом посту;
2.2. Все суда валовой вместимостью 150 тонн и выше и пассажирские суда независимо от размера должны, в дополнение к требованиям пункта 2.1, быть оснащены:
.1. запасным магнитным компасом, взаимозаменяемым с магнитным компасом, как указано в пункте 2.1.1, или другим средством для выполнения
функций, упомянутых в пункте 2.1.1, посредством замены или дублирования оборудования;
2.5. Все суда валовой вместимостью 500 тонн и выше должны, помимо выполнения требований пункта 2.3, за исключением: пункты 2.3.3 и 2.3.5, а также требования пункта 2.4 иметь:
.1. гирокомпас или другое средство для определения и отображения их курса корабельными немагнитными средствами и передачи информации о курсе для ввода в оборудование, указанное в пунктах 2.3.2, 2.4 и 2.5.5.

В Резолюции А.382(10), одобренной 14 ноября 1977 года на 10-й сессии сформулированы требования к судовым магнитным компасам и необходимости уничтожать девиацию и составлять таблицу остаточной девиации.
Правительствам стран членов ИМО рекомендуется обеспечить, чтобы:
1. Все суда были оснащены:
а) стандартным магнитным компасом, соответствующим требованиям изложенным в приложении II;
b) рулевым магнитным компасом, соответствующим требованиям изложенным в приложении II, если только информация о курсе, предоставляемая стандартным компасом, требуется в соответствии с подпунктом (а), является доступной и четко различимой рулевому в основном посту управления рулем;
с) адекватные средства связи между местом установки стандартного компаса и местом управления судном подлежат одобрению Администрации.
2. Запасной магнитный компас, заменяющий стандартный компас, должен быть на судне, если только не установлен рулевой компас, упомянутый в подпункте 1(b), или гирокомпас.
3. Каждый магнитный компас должным образом компенсируется (уничтожается девиация), и его таблица или кривая остаточной девиации всегда доступна на борту в непосредственной близости от компаса.

У Российского Морского Регистра Судоходства требования по оборудованию торговых судов магнитными компасами изложены в Правилах по оборудованию морских судов, Часть V «Навигационное оборудование», НД № 2-020101-105. Данные правила изданы в 2018 году.
Требования РМРС по магнитным компасам изложены в следующих главах:
Глава 2 «Комплектация навигационным оборудованием морских самоходных судов», параграф 2.2.1 приведена таблица, в которой указано сколько и каких магнитных компасов должно быть установлено на судне определенной валовой вместимости.
Глава 5 «Эксплуатационно-технические требования, предъявляемые к навигационному оборудованию», параграф 5.2 «Магнитный компас» изложены подробные технические и эксплуатационные требования к судовым магнитным компасам, а также к шлюпочным магнитным компасам.

Требования Российского Речного Регистра к судовым и шлюпочным магнитным компасам изложены в Правилах классификации и постройки судов, Часть VIII «Навигационное оборудование», Глава 2 «Размещение навигационного оборудования», параграф 2.3 «Размещение магнитного компаса» и Глава 3 «Требования к навигационному оборудованию», параграф 3.3 «Требования к магнитному компасу».

Наличие таблицы девиации магнитного компаса обязательно на судах внутреннего и река-море плавания в соответствие с РД 212.0182-02 «Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта», разработанного в соответствии с положениями статей 4, 14 и глав V, VI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.01 г. N 24-ФЗ (в 2018 г вступил в силу КВВТ в новой редакции), а также Гражданского Кодекса РФ и иных нормативных правовых документов. 10. Приложения, Приложение А, Перечень судовых документов, Судовые документы для судов внутреннего плавания, III. Прочие документы: – таблица девиации магнитного компаса.

Требование к наличию на судне достоверной таблицы девиации магнитного компаса изложены в Чек-листах Классификационных обществ по подготовке судна к освидетельствованию Портовым контроле (Port State Control). Например в Чек – листе Классификационного общества Американского Бюро Судоходства (ABS – American Bureau of Shipping) в Главе XII Navigation equipment указано, что таблица остаточной девиации должна составляться ежегодно (Is table or curve of compass deviation (calibrated annually) provided?)
У Классификационного общества Lloyd’s Register в брошюре «Reducing the risk of Port State Control detentions» в Чек-листе «A pre-port arrival pocket checklist for ship owners and operators» в разделе 2 «Bridge area» в пункте 3 указано «Magnetic compass – Easily readable and correctly adjusted (deviation card)».

Индийский Регистр Судоходства (Indian Register of Shipping) в своем Техническом циркуляре № 44/2016 от 21 ноября 2016 года прямо указывает на важность магнитного компаса:
«The magnetic compasses are a very important tool for the safety of navigation. Vessel owners and masters must ensure that magnetic compasses are maintained in good working order, adjusted and a table or curve of residual deviation is available. »

Требования к магнитным компасам содержатся в ISO 25862:2009 (en) «Ships and marine technology — Marine magnetic compasses, binnacles and azimuth reading devices». ISO – The International Organization for Standardization, это Международная организация по стандартизации.
Морская Администрация Австралии (Australian Maritime Safety Authority), в 2016 году издало Извещение № 19/2016 «Maintenance and Adjustment of Magnetic Compasses» в котором сказано:
«Vessel owners and masters each have responsibilities for ensuring that magnetic compasses are maintained in good working order, adjusted and a table or curve of residual deviations is available.
The performance of the compass should be monitored and, for a vessel more than 100GT, deviations recorded in a compass deviation book at regular intervals, ideally at least once every watch and shortly after a large alteration of course.
Failure to maintain a magnetic compass in good working condition or to monitor deviations may result in a vessel being delayed or detained and potentially the vessel owner and/or master being prosecuted. »

Кроме того сказано, как часто требуется уничтожать девиацию магнитных компасов и вычислять таблицу остаточной девиации:
«If the observations for a magnetic compass on a vessel show a deviation of the compass on any heading of more than 5 degrees, the compass must be adjusted by a qualified compass adjuster or the master of the vessel to correct the deviation.
Annex G of ISO 25862:2009 also recommends that a compass should be adjusted when:
1. they are first installed;
2. they become unreliable;
3. repairs or structural alterations have been made to the vessel that could affect its permanent or induced magnetism;
4. electrical or magnetic equipment close to the compass is added, removed or altered;
5. they show any physical defects;
6. if a record of compass deviations has not been maintained, or the recorded deviations are excessive; or
7. deemed necessary by the master for the safety of navigation, and no less often than every two years; every dry docking or after significant structural work. »

Таким образом, необходимость установки на торговом судне исправного и соответствующего технико-эксплуатационным требованиям магнитного компаса, а также наличие актуальной таблицы девиации, подтверждается довольно весомым перечнем нормативных источников и не должно вызывать сомнений у капитанов и штурманов, не зависимо от того, какой флаг несет их судно.

Капитанам и судоводителям работающим на речных судах и судах река-море плавания следует обращать особое внимание на соблюдение требований РД 212.0182-02 «Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта», как официального нормативного документа, разработанного на основании Кодекса Внутреннего Водного Транспорта России. Соблюдение его требований контролируется транспортной прокуратурой и в случае выявления нарушений последует принятие мер прокурорского реагирования. А оно вам надо?


Автор капитан В.Н. Филимонов

3+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.