Воздушные пузыри воздуха появляются в камере котелка магнитного компаса в следствии испарения или вытекания компасной жидкости. Воздушный пузырь может затруднить производить отсчет курсов и пеленгов, а также вызывает проседание картушки компаса, в следствии чего усиливается давление шпильки компаса на топку. Из-за этого может произойти затупление шпильки или протирание топки и в картушку компаса попадет компасная жидкость, в следствии чего воздушный пузырь еще больше увеличится, а также возникнет застой картушки компаса.
При обнаружении воздушного пузыря в котелке компаса необходимо принять меры для его удаления. В первую очередь необходимо выяснить, когда данный компас последний раз сдавался на проверку и когда последний раз заменялась компасная жидкость. Все акты проверок и ремонта навигационных приборов хранятся в отдельной папке, и навигационный помощник осуществляет контроль за ее бережным хранением и подшивает новые акты по мере выполнения соответствующих ремонтов или проверок.
Если с момента последнего обслуживания компаса прошло сравнительно не много времени (до одного года), то можно удалить воздушный пузырь путем добавления компасной жидкости в котелок компаса. Если же дата последней проверки отсутствует, то необходимо тщательно проверить компас, а именно через стекло визуально осмотреть компасную жидкость, картушку компаса и внутреннюю поверхность котелка компаса на наличие осадка и изменения цвета компасной жидкости. Так же необходимо проверить компас на наличие застоя картушки. Если в результате проверки будет обнаружено изменение цвета компасной жидкости или появление осадка и каких-нибудь частиц на картушке и на внутренней поверхности котелка или застой картушки компаса, то настоятельно рекомендуется сдать такой компас на проверку в береговую мастерскую, так как в таком компасе необходима не только замена компасной жидкости, но и чистка внутренней поверхности котелка и проверка шпильки компаса и топки картушки компаса. Для этого необходима полная разборка компаса, которая в судовых условиях обычно не производится в виду отсутствия специальных инструментов, запасных частей и необходимого опыта у штурманов.
Если же жидкость прозрачная, осадок отсутствует, застой картушки компаса не наблюдается, то в этом случае можно удалить воздушный пузырь путем добавления компасной жидкости. Для этого необходимо в техническом формуляре магнитного компаса найти точные данные компасной жидкости: название и номер, также необходимо ознакомиться с порядком замены жидкости. Необходимо также выяснить наличие и размер уплотнительной прокладки в отверстии для доливки жидкости. После того как будут получены все необходимые данные необходимо заказать требуемое количество компасной жидкости и уплотнительные прокладки.
После получения компасной жидкости и прокладок приступают к удалению воздушного пузыря из котелка. Для этого необходимо вынуть компас из кардана, предварительно отсоединив датчик следящей системы, если таковой имеется и вынуть электрическую лампочку подсветки, если таковая вставляется непосредственно в чашу с грузом. Прежде чем отсоединять какие-либо провода и датчики желательно сделать снимок, чтобы при установки после удаления воздушного пузыря не возникло затруднений с подсоединением.
Вынутый компас устанавливают на ровную поверхность и осматривают на предмет наличия повреждений. Затем необходимо протереть компас чистой ветошью, чтобы во время доливки компасной жидкости внутрь котелка не попала грязь.
После этого отверткой осторожно выкручивают пробку для заливки компасной жидкости в соответствии с инструкцией в техническом формуляре компаса. В отечественном 127-мм компасе, предварительно необходимо снять чашку со свинцовым грузом, отвинтив винты 17, указанные на рисунке. Выкрутив пробку (на 127-мм компасе обозначена 18), через воронку доливают компасную жидкость небольшими порциями, периодически покачивая котелок компаса для удаления воздуха. Когда весь воздух выйдет необходимо перевернуть котелок компаса в нормальное положение, плотно прикрыв отверстие пальцем или пробкой. Плавно покачайте котелок и удостоверьтесь, что воздушный пузырь отсутствует. Если небольшой пузырек остался, то можно продолжить доливку жидкости и проверку до тех пор, пока пузырь не исчезнет полностью. Однако не всегда удается полностью избавиться от воздушного пузырька. Обычно пузырек диаметром до 10 миллиметров считается допустимым, если не препятствует снятию отсчета курса и пеленгов.
Закончив удаление воздушного пузыря устанавливают новую прокладку и плотно, но осторожно завинчивают пробку. Удостоверившись, что пробка герметично завинчена, компас еще раз внимательно осматривают на предмет повреждений и если ничего не обнаружено, то устанавливают на нактоуз, предварительно поставив на место чашку с грузом, вставив лампочку подсветки и установив датчик следящей системы.
После этого необходимо проверить исправную работу подсветки компаса, возможность снятия отсчета курса и пеленгов и отсутствие застоя картушки. Разумеется, что проверить компас на застой картушки можно только в береговой мастерской, где отсутствуют магнитные поля переменной напряженности, однако мы исходим из того, что до удаления воздушного пузыря, застой отсутствовал и поэтому в первом приближении достаточно отклонить картушку компаса при помощи магнита на 2-3 градуса и убрав магнит посмотреть, как картушка вернется в прежнее положение. Если картушка после нескольких колебаний плавно и точно вернулась в прежнее положение, то можно считать, что застой не наблюдается. После этого компас закрывают и зачехляют.
На фото магнитный компас после ремонта в мастерской в порту Роттердам. Это тот-же компас, что и на фото выше. Как говорится, выискивать отличия нет смысла, так как компас после ремонта и обслуживания в мастерской выглядит как новый. Фото сделано до установки компаса на нактоуз.
После завершения необходимо составить акт о проделанных работах и подшить его в папку.
При доливании компасной жидкости необходимо помнить следующее:
- Следует доливать только компасную жидкость, указанную в техническом формуляре магнитного компас. Жидкость другой марки или другого производителя может привести к тому что жидкость потемнеет, помутнеет или выпадет осадок, что приведет к тому, что потребуется сдача компаса в ремонт.
- Добавление в компасную жидкость спирта или спиртосодержащих жидкостей может вызвать описанные в пункте 1 последствия.
- Пары компасной жидкости не следует вдыхать и следует избегать попадания жидкости в глаза, на кожные покровы и слизистую оболочку дыхательных путей.
Все работы необходимо выполнять в соответствии с процедурами, установленными судовой системой по безопасной эксплуатации судна и находящимися в судовом руководстве — SMS manual.
Автор капитан В.Н. Филимонов