Резервное курсоуказание в ЭКНИС

 

В устройствах электронной картографии, на случай выхода из строя гирокомпаса, реализована функция резервного курсоуказания от магнитного компаса или предусмотрен ввод курса вручную. При плавании судна в стесненных водах, с высокой плотностью судоходства, особенно в условиях ограниченной видимости или ночью, при выходе из строя гирокомпаса, особенно в первые минуты, будет потерян контроль за местоположением судна и направлением его движения. Для удержания судна на заданном курсе потребуется переход на ручное управление и использование магнитного компаса в качестве источника курсоуказания. На радарах режим ориентации автоматически переключится в режим “Head UP”. На устройствах электронной картографии курсоуказание будет отсутствовать.

К чему может привести выход из строя гирокомпаса в случае использования электронной картографии, при плавании в стесненных водах с высокой плотностью судоходства, в темное время суток, в условиях ограниченной видимости, было смоделировано во время обучения в тренажерном центре Интершалт в Гамбурге. На тренажере был с имитирован подход крупнотоннажного судна к месту приема лоцмана у Эльбы “1”, в темное время суток в условиях ограниченной видимости. Неожиданно для выполнявших задачу капитанов, инструктор отключил гирокомпас. Судно очень быстро начало уклоняться от курса влево в строну встречного потока судов и возникла угроза столкновения. Однако, после быстрой оценки ситуации выяснили, что вышел из строя гирокомпас и один из капитанов не растерялся и в устройстве ЭКНИС перешел на резервное курсоуказание от магнитного компаса. На устройстве ЭКНИС появилось курсоуказание от магнитного компаса и возобновилась возможность для ориентирования. Перешли на ручное управление и удержание судна на курсе по магнитному компасу. Переложили руль на правый борт для выхода на заданный курс. В результате предпринятых действий удалось избежать столкновения и посадки судна на мель. После завершения задачи попросили инструктора показать как маневрировали другие слушатели в данной ситуации. Результат оказался обескураживающим. Все слушатели, капитаны и старшие помощники, посадили суда на мель! Но это еще не все. В последствии, работая на нескольких контейнеровозах полностью оборудованных ЭКНИС, во время ежемесячных тренировок с вахтенными помощниками по действиям в аварийных ситуациях, капитан опрашивал помощников о действиях при выходе их строя гирокомпаса. Ни один помощник не знал, что в установленных на мостике устройствах электронной картографии, имеется функция резервного курсоуказания! Соответственно, никто из них не знал, как переключить курсоуказание в ЭКНИС на магнитный компас или ввести курс вручную. В реальной ситуации это могло бы привести к тем же последствиям, которые были продемонстрированы на тренажере – посадке на мель или столкновению.

Для того чтобы, в случае выхода из строя гирокомпаса, судно не оказалось в опасной ситуации и для обеспечения безопасности мореплавания, все капитаны и вахтенные помощники должны ознакомиться с порядком перехода на резервное курсоуказание на установленных на судне устройствах ЭКНИС. Ниже на картинках показано как перейти на резервное курсоуказание на ЭКНИС Transas Marine Navisailor 4000.

карта

диаграмма

Для курсоуказания от магнитного компаса, на котелке, снизу, крепится специальный датчик, передающий курсоуказание на ЭКНИС. На некоторых моделях ЭКНИС, после обновления программного обеспечения, датчики могут оказаться несовместимыми с обновлением и курсоуказание от магнитного компаса станет невозможным. Поэтому необходимо проверять исправную работу резервного курсоуказания после каждого обновления программного обеспечения и разумеется, по крайней мере во время обязательных тренировок по действиям в аварийных ситуациях.


Автор капитан В.Н. Филимонов

3+