Путевой магнитный компас

Понятие «Путевой магнитный компас» для большинства находящихся в эксплуатации торговых судов, утратило свое истинное значение, которое дано в Резолюции ИМО А.382 (10) «Magnetic compasses carriage and performance standards», одобренной 14 ноября 1977 года:

«The steering compass is a magnetic compass used for steering purposes mounted in a suitable binnacle containing the required correcting devices

Путевой компас

Путевой магнитный компас в рулевой рубке научно-исследовательского судна “Витязь”

До появления на торговых судах гирокомпасов, и главным средством курсоуказания (primary means of heading), и вспомогательным (secondary means of heading), являлись магнитные компасы.

Штурвал на паруснике Штандарт.

Штурвал с магнитным компасом на фрегате “Штандарт”

Для удержания судна на заданном курсе использовался магнитный компас, который устанавливали вблизи штурвала так, чтобы рулевой видел картушку компаса. На парусных судах и штурвал и компас находились на верхней палубе. На первых пароходах они также устанавливались на верхней палубе. Со временем, по мере усовершенствования конструкции судов, на них появились рулевые рубки, в которых устанавливали основной штурвал и один из компасов, по которому рулевой удерживал пароход на заданном курсе (steering course) – пути судна в море. Этот магнитный компас и стали называть путевым (steering compass).

Рулевая рубка атомного ледокола "Ленин".

Пост управления рулем в рулевой рубке на Советском атомном ледоколе “Ленин”

Кроме компаса, установленного в рулевой рубке, на пароходах устанавливали и компасы на крыльях ходового мостика с правого и левого борта, которые использовали также и для взятия пеленгов небесных светил, береговых и плавучих ориентиров и других судов, то есть говоря штурманским языком, их использовали для навигационных целей. Со времен парусного флота эти компасы называли соответственно борту, вблизи которого они устанавливались: «правый» и «левый». Василий Михайлович Головнин, искуснейший российский мореплаватель времен парусного флота, в своей книге о плавании на шлюпе «Диана» в 1807 – 1809 годах так пишет о применении магнитных компасов:

«Румбы праваго компаса вездѣ употреблялъ я въ журналѣ, какъ говоря о курсахъ, такъ о положенiи береговъ и про. а гдѣ нужно было говорить о румбахъ магнитнаго компаса, тамъ такъ и означено: Румбъ по компасу

Магнитный компас на нактоузе.

Главный магнитный компас на палубе парусника “Седов”

С появлением на судах гирокомпасов, для удержания судна на заданном курсе стали использовать показание на репитере гирокомпаса. Репитер как и путевой компас устанавливали вблизи штурвала так, чтобы рулевой мог легко видеть его картушку. Так вблизи штурвала обосновались путевой магнитный компас и репитер гирокомпаса. На крыльях ходового мостика магнитные компасы были заменены на репитеры гирокомпаса. Так как магнитный компас являлся, является и еще долго будет являться самым надежным штурманским прибором и источником курсоуказания, то с появлением на судах гирокомпасов, от его применения на судах не отказались. Магнитный компас продолжали применять на всех судах не только для удержания судна на курсе, но и для навигации, и его устанавливали, и продолжают устанавливать, на самой верхней палубе надстройки – над рулевой рубкой.

Главный магнитный компас на атомном ледоколе "Ленин"

Главный магнитный компас на компасном мостике Советского атомного ледокола “Ленин”

Этот компас принято считать главным магнитным компасом, а у англичан его называют standard magnetic compass. В уже упомянутой Резолюции ИМО А.382 (10) ему дается следующее определение:

«The standard compass is a magnetic compass used for navigation, mounted in a suitable binnacle containing the required correcting devices and equipped with a suitable azimuth reading device

Самую верхнюю палубу, на которой установлен главный магнитный компас, а точнее, ограниченное ею пространство, называют компасной палубой (compass deck), хотя правильнее называть ее компасный мостик (compass bridge). Раньше считалось, что компасный мостик максимально удален от источников помех, вызывающих девиацию у магнитного компаса, однако в настоящее время, магнитный компас стоит на ней в окружении более чем десятка передающих и принимающих антенн различных навигационных и радио приборов, которые в момент передачи влияют на девиацию магнитного компаса. На компасном мостике не только минимально влияние на девиацию компаса, но с него наилучшим образом просматривается горизонт и открывается возможность пеленговать светила, ориентиры, суда и прочие объекты.

Компасный мостик контейнеровоза

 

Нактоуз с главным магнитным компасом на компасном мостике контейнеровоза.

Главный магнитный компас

Нактоуз главного магнитного компаса

По мере совершенствования надежности гирокомпасов, отпала необходимость иметь рядом со штурвалом путевой магнитный компас и начиная с конца 70-х годов ХХ века их перестали устанавливать на большинстве новых торговых судов. В настоящее время путевой магнитный компас можно встретить только на судах построенных в 60-х и 70-х годах.

Для наблюдения курса по главному магнитному компасу из рулевой рубки от штурвала, устанавливают оптическую систему, состоящую из нескольких зеркал и линз, с подсветкой от двух независимых источников электропитания.

Пост управления рулем на современном контейнеровозе.

Пост управления рулем в рулевой рубке современного контейнеровоза

На постах аварийного управления судном в качестве источника курсоуказания используют как правило репитер гирокомпаса.

Пост аварийного управления рулем грузового судна.

Пост аварийного управления рулем на грузовом судне

Следует отметить, что при неисправности гирокомпаса, в качестве источника курсоуказания служит главный магнитный компас, который как мы отмечали выше, является запасным источником курсоуказания (secondary means of heading). Не следует считать, что в качестве запасного источника курсоуказания, главный магнитный компас (standard) используется для удержания судна на курсе только рулевым. На многих судах магнитный компас имеет сенсор, подключенный к авторулевому, что позволяет его использовать в случае неисправности гирокомпаса.

Авторулевое устройство

Авторулевой с курсоуказанием от гирокомпаса и от главного магнитного компаса

Так же, курсоуказание от магнитного компаса может передаваться на электронную карту. Только в случае потери сигнала от гирокомпаса, переключение необходимо выполнить вручную, например, такая функция предусмотрена на ЭКДИС Транзас NaviSailor 4000. Об этом мы уже рассказывали здесь.

Управление судном по магнитному компасу не является аварийной ситуацией и не может служить основанием считать судно лишенным возможности управляться или освободить его от любых обязательств, применимых к нему при исправном гирокомпасе. Главный магнитный компас не следует рассматривать как аварийный источник курсоуказания (emergency means of heading), потому что он таковым не является. Вот магнитный компас в спасательной шлюпке можно считать аварийным источником курсоуказания, так как управление ею в случае спасения экипажа уже само по себе носит аварийный характер.

Управление судном по магнитному компасу входит в обязательный перечень навыков, без которых невозможно стать штурманом, разумеется, необходимы также теоретические знания по магнитно-компасному делу и навигации, особенно знания по исправлению и переводу курсов. Это собственно азы, с которых начинается изучение навигации.

Наука о кораблевождении и морская практика весьма консервативны, и не только потому, что они формировались столетиями, но и потому, что любой промах, неточность, небрежность, ошибка могут стоить жизни десяткам людей, привести к гибели судов, грузов и масштабному загрязнению окружающей среды, поэтому несмотря на то, что на большинстве торговых судов уже не один десяток лет не устанавливают путевые магнитные компасы, в журналах поправок компасов продолжают печатать графу для путевого компаса.

Страница журнала поправок компасов

Страница из журнала поправок судовых компасов

Оно казалось бы и пускай себе печатают, однако, в виду того, что само понятие «путевой магнитный компас» (steering compass) практически не применяется а в учебных заведениях, по причине весьма низкого уровня преподавания науки навигации, не упоминается, то современные штурмана, или вахтенные и старшие помощники, а также капитаны, пребывают в недоумении, что же означает сие в журнале поправок компасов, а некоторые, даже умудряются ее заполнять. При этом умудряются для заполнения использовать показания репитера гирокомпаса, по которому удерживают судно на курсе. И даже записывают значение девиации, которой у гирокомпаса быть не может!

Очевидно, что это грубая ошибка!

Все репитеры на судне  должны быть согласованы с основным прибором во время стоянки судна в порту до выхода в рейс и при определении поправки гирокомпаса, определяется поправка основного прибора, а не отдельных репитеров. Согласование курсоуказателей должно регулярно сверяться с основным прибором и обнаруженные рассогласования устраняться путем синхронизации устройств с основным прибором.

Рулевая рубка современного контейнеровоза.

Рулевая рубка современного контейнеровоза.

Из сказанного выше и подкрепленного выдержками из Резолюции ИМО и сканом из авторитетнейшего британского учебника NICHOLLS’S CONCISE GUIDE, очевидно, что на большинстве судов путевой компас (steering compass) отсутствует и соответствующую графу в журнале поправок компасов следует оставлять незаполненной. На судах, где в рулевой рубке все еще имеется путевой магнитный компас ее следует заполнять.


Автор капитан В.Н. Филимонов

4+