Морской бинокль

Морской бинокль предназначен для распознания объектов, находящихся на некотором расстоянии от судна и плохо различимых невооруженным глазом, например, береговых и плавучих знаков навигационной обстановки – маяков, знаков, буев, огней; сигнальных флагов и фигур; судов и плавучих объектов, гидротехнических сооружений и объектов.
Также морской бинокль используется для ведения надлежащего наблюдения, которое каждое судно должно постоянно вести, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения, как того требует Правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море – МППСС-72 (International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972 – COLREG – 72).
Для использования на морских и речных судах наибольшее применение получили морские бинокли с предельным разрешением 7 х 50 и чуть меньше 10 х 50. Кому-то может показаться странны, что бинокль с разрешением 10 х 50 менее популярен, однако бинокль с разрешением 7 х 50 действительно более удобен, особенно для наблюдения за объектами, находящимися не на дальних дистанциях. В море далеко не всегда необходимо рассматривать объекты, находящиеся на больших расстояниях, наоборот, чаще необходимо разглядеть объект находящийся не очень далеко, но по каким-либо причинам слабо различимый, например из-за ограниченной видимости, из-за волн, из-за освещенности, или на нем краска потускнела и так далее. В таких случаях бинокль с разрешением 7 х 50 более удобен.
Морской бинокль должен быть влагозащищенным и иметь затемненные линзы, чтобы через него можно было рассматривать объекты против солнца.
Учитывая, что морские суда попадают в качку, необходимо чтобы бинокль был изготовлен из нескользящего материала. Такой бинокль удобнее держать в руке, он более эргономичен.
В рулевой рубке как правило должно быть как минимум три бинокля: один для капитана, один для вахтенного помощника капитана и третий для впередсмотрящего и лоцмана.
Капитанским биноклем пользуется только капитан, это неписанное правило и морская традиция, и ее необходимо соблюдать не только из уважения к самой традиции и капитану, но и потому, что присутствие капитана на мостике может потребоваться в любой момент, при самых неблагоприятных условиях и обстоятельствах, когда ему придется принимать решение в условиях острейшего дефицита времени, и для безопасности судна и экипажа, может быть важна каждая секунда, так что в такой ситуации у капитана просто не будет времени на регулировку бинокля. Поэтому, отрегулированный под зрение капитана бинокль лежит отдельно и капитан может им воспользоваться в любой момент и не тратить драгоценное время на его настройку. Кажется пустяк, однако этот пустяк может стоить кому-то жизни.
Вахтенный помощник принимая вахту обычно сразу регулирует один из биноклей под свое зрение и пользуется им во время вахты. Тоже самое делает и впередсмотрящий или вахтенный матрос.
Бинокль как и любой другой прибор и инструмент необходимо периодически осматривать на наличие повреждений и загрязнений. Загрязнения удаляют, а линзы осторожно протирают фланелевой тряпочкой. Обычно, за состоянием биноклей следит штурман, отвечающий за навигационные инструменты и приборы.
Бинокли не «любят» прямых солнечных лучей поэтому их необходимо убирать в тень, а лучше всего хранить в специальных рундуках, которые как правило предусмотрены для этого в рулевой рубке.

бинклиКомплект морских биноклей рулевой рубки современного контейнеровоза.

биноклиМорские бинокли Nikon с разрешением 7 х 50.

бинокльМорской бинокль Nikon.

бинокльБинокль на навигационной консоли левого борта.

бинокльБинокль на навигационной консоли правого борта.

фотоРундук для бинокля на переборке в рулевой рубке.

фотоОткидной рундук для хранения бинокля.

 

 


Автор капитан В. Н. Филимонов

0