В Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г, Часть III, «Проливы, используемые для международного судоходства», установлены четыре вида проливов, которые используются для международного судоходства.
I. Проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны.
(Статья 37).
II. Проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный, с точки зрения навигационных и гидрографических условий, путь в открытом море или в исключительной экономической зоне.
(Статья 38.1).
III. Проливы между одним районом открытого моря и территориальными водами иностранного государства.
(Статья 35, b).
IV. Проливы, режим которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, относящимися специально к таким проливам.
(Статья 35, с).
Примеры:
I. Проливы: Па-де-Кале, Ла-Манш, Гибралтарский, Тунисский, Отранто, Китира, Антикитира, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Мозамбикский, Малаккский, Сингапурский, Тайваньский, Лусон, Корейский, Сангарский, Лаперуза, Буссоль, Мона, Сомбреро, Флоридский, Юкатанский, Датский, Дрейка.
II. Моонзунд, Кальмарсунд, Фемарнзунд, Пентленд-Фёрт, Мессинский, Басов.
III. Ирбенский, Кабота, Белл-Айл, Гудзонов, Хуан-де-Фука.
IV. Балтийские проливы: Зунд, Малый и Большой Бельт. Черноморские проливы: Босфор и Дарданеллы. Магелланов пролив.
В зависимости от вида пролива, в нем действует право транзитного прохода или мирного прохода. В проливах четвертого вида, для военных кораблей устанавливается специальный порядок прохода.
I. Любые невоенные суда и военные корабли, пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода.
II. В таких проливах, право транзитного прохода не действует, а действует право мирного прохода, если от острова в сторону моря имеется такой же удобные и безопасный в навигационном и гидрографическом отношении путь.
III. В таких проливах действует право мирного прохода.
IV. В таких проливах невоенные суда пользуются правом мирного прохода и для этого прибрежное государство обязуется не чинить никаких препятствий. Однако для военных кораблей установлены ограничения, изложенные в каждом отдельном соглашении или конвенции. Например, для Черноморских проливов действует Конвенция Монтрё от 20 июля 1936 года. Для Балтийских проливов действует Копенгагенский трактат от 14 марта 1857 года и датские декреты от 1913, 1927, 1938, 1951 и 1976 гг. Для Магелланова пролива действует аргентинско-чилийский договор от 23 июля 1881 г и договор 1947 г об «Обороне Западного полушария».
Понятие «Транзитный проход»:
Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с Частью IIIсвободы судоходства единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в такое государство.
Статья 39 устанавливает следующие обязанности для судов во время транзитного прохода:
1. Без промедления следовать через пролив.
2. Воздерживаться от любой угрозы силы или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций.
3. Воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием.
4. Соблюдать другие соответствующие положения Части III, Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.
5. Соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения судов в море – МППСС – 72.
6. Соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов – Конвенция МАРПОЛ – 73/78.
Автор капитан В.Н. Филимонов