Прилежащая зона

 

Каждое прибрежное государство может устанавливать вдоль своих территориальных вод прилежащую зону.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает максимальную ширину прилежащей зоны в 24 морских мили, и она отмеряется от тех же исходных линий (baselines), что и территориальные воды прибрежного государства.

Таким образом, если у прибрежного государства ширина территориальных вод составляет 12 морских миль, то максимальная ширина прилежащей к ним зоны может составлять 12 морских миль, а если ширина территориальных вод составляет 6 морских миль, то в этом случае максимальная ширина прилежащей зоны может составлять 18 морских миль, то есть и в первом и во втором случае максимальная ширина измеренная от исходных линий равняется 24 морским милям.

В прилежащей зоне прибрежное государство имеет право осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушения, установленных в данном государстве, санитарных, иммиграционных, таможенных и фискальных законов и правил. Назначенные прибрежным государством уполномоченные государственные службы могут применять наказания за их нарушения, если таковые совершеныв пределах их территории, включая территориальные воды.

Таким образом, мореплавателям необходимо иметь в виду, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, санитарные, иммиграционные, таможенные и фискальные законов и правила прибрежного государства действуют не только в его территориальных водах, но и прилежащей к территориальным водам зоне, ширина которой зависит от ширины территориальных вод, но не более 24 морских миль от исходных линий.

Это особенно важно помнить при плавании в водах прибрежных стран с нестабильной и неспокойной политической обстановкой, и сильно коррумпированными служащими перечисленных выше четырех служб. В цивилизованных странах обычно никаких проблем не возникает, если мореплаватели проходят через прилежащую зону соблюдая общепринятые на море конвенции и законы, руководствуясь правом мирного прохода, как при проходе через территориальные воды прибрежного государства.

В своей прилежащей зоне, каждое прибрежное государство устанавливает виды контроля по своему усмотрению и поэтому прилежащая зона прибрежного государства может называться: санитарной, таможенной, иммиграционной, фискальной.

Хотя Конвенцией ООН по морскому праву предусматривает только упомянутые выше четыре вида контроля, некоторые прибрежные страны, вопреки международному морскому праву, устанавливают в своей прибрежной зоне некоторые другие зоны контроля, например, зоны морского контроля, безопасности, уголовной юрисдикции и другие.

Служащие уполномоченных прибрежным государством служб, имеют право останавливать иностранные невоенные суда для досмотра, проверки судовых документов, и в случае подтверждения подозрений о совершенно в его территориальных или внутренних водах нарушении, применить к судну предусмотренные законом меры воздействия.

Однако иностранные суда проходящие прилегающую зону прибрежного государства без захода в его территориальные или внутренние воды, никакому контролю с его стороны не подлежат, так как в отношении мореплавания в прилежащей зоне действуют правовые нормы открытого моря или экономической зоны, если конечно она установлена прибрежным государством.

Необходимо иметь в виду, что если судно, на своем пути, транзитом пересекало территориальные воды данного прибрежного государства, то при заходе в прилежащую зону данного государства на другом участке своего плавания, на него уже не распространяются правовые нормы открытого моря, а действуют законы прибрежного государства.


Автор капитан В.Н. Филимонов

2+