В 1948 году, 6 марта, в Женеве, Международная морская конференция ООН приняла Конвенцию об учреждении Межправительственной Морской Консультативной Организации – ИМКО (Inter—Governmental Maritime Consultative Organisation – IMCO).
Однако ИМКО начала свою работу только через десять лет, 17 марта 1958 года, после вступления в силу Конвенции. Штаб-квартира организации находилась в Лондоне.
В 1975 году, 14 ноября, по решению Ассамблеи ИМКО организация была переименована в Международную Морскую Организацию – ИМО (International Maritime Organisation– IMO). Соответствующее решение ассамблеи содержится в Резолюции А.358(IX).
В настоящее время членами ИМО являются 174 страны и 3 ассоциированных члена. Полный список стран членов ИМО.
Штаб-квартира Организации также находится в Лондоне.
По своему статусу ИМО является специализированным учреждением ООН – Организации Объединенных Наций (The United Nations Organisation – UN), способствующим сотрудничеству стран для решении технических проблем развития международного судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов, обеспечения безопасности человеческой жизни на море, безопасной эксплуатации судов, охране судов и портовых сооружений и многих других вопросов.
Высшим органом ИМО является Ассамблея, которая состоит из всех членов организации.
Ассамблея ИМО определяет политику организации, утверждает программу работы и бюджет, рекомендует для принятия членам организации правила, касающиеся безопасности на море и предотвращения загрязнения, а также поправки к уже действующим Конвенциям.
Каждая Ассамблея принимает Резолюции, которые носят обязательный характер для всех членов организации. Все действующие резолюции ИМО можно найти на сайте организации. Резолюции, которые принимает Ассамблея, имеют префикс «А», например, Резолюция А.1096 (29), в скобках римскими или арабскими цифрами указывается порядковый номер Ассамблеи.
Правила ИМО разрабатываются и принимаются в виде конвенций, например:
Международная конвенция о грузовой марке 1966 года – КГМ 66;
Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года – МППСС-72;
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года – СОЛАС 74;
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года – МАРПОЛ 73.
Полный перечень конвенций ИМО всегда можно найти на сайте организации.
Исполнительным органом ИМО является Совет, который руководит деятельностью организации между сессиями. Совет назначает генерального секретаря организации.
Вспомогательными органами Ассамблеи являются Комитеты, которых в настоящее время пять:
Комитет по безопасности на море (Maritime Safety Committee – MSC);
Комитетпозащитеокружающейсреды(Maritime Environment Protection Committee – MEPC);
Юридический комитет (Legal Committee – LEG);
Комитет по облегчению формальностей судоходства (Facilitation Committee – FAL);
Комитет по техническому сотрудничеству (Technical Co-operation Committee – TC).
Кроме резолюций, которые принимает Ассамблея организации, каждый комитет ИМО принимает свои резолюции по вопросам, находящимся в ведении комитета.
У Комитета по безопасности на море, резолюции имеют обозначение MSC, далее идет номер резолюции и в скобках порядковый номер заседания комитета, на котором принята резолюция, например, Резолюция MSC.434(98).
Комитет по защите окружающей среды выпускает резолюции с префиксом – MEPC.
Юридический комитет – LEG.
Комитет по облегчению формальностей судоходства – FAL.
Комитет по техническому сотрудничеству – TC.
Резолюции комитетов ИМО можно найти на сайте организации.
Кроме этого ИМО выпускает циркуляры.
Ежеквартально, а точнее 31 января, 30 апреля, 31 июля и 31 октября, ИМО публикует циркуляр «Контактные данные» (Contact Points), который необходим для обновления «Судового плана аварийных мер по борьбе с загрязнением нефтью» (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan — SOPEP).
В общем и целом деятельность ИМО способствовала повышению уровня безопасности на море, сохранению человеческой жизни и защите окружающей среды с судов.
Автор капитан В.Н. Филимонов