В соответствии с положениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, на судно, проходящее через территориальные воды прибрежного государства, юрисдикция этого государства не распространяется, кроме некоторых случаев, о которых будет сказано ниже.
Для целей Конвенции ООН об открытом море различают два вида юрисдикций: уголовную и гражданскую.
Уголовная юрисдикция – это привлечение виновного в преступлении к уголовной ответственности.
Гражданская юрисдикция — это рассмотрение дел по разрешению споров, которые возникают из трудовых, гражданских, земельных, жилищных, семейных отношений, а также из иных правовых отношений.
Термин юрисдикция происходит от латинского «jurisdictio» и значит – судопроизводство.
Юрисдикция — это установленная законом данного государства совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции (наказания) к правонарушителям.
Для целей данной статьи вышеприведенных юридических определений достаточно и перейдем к рассмотрению случаев, когда юрисдикция прибрежного государства осуществляется на борту иностранного судна, находящееся в его территориальных водах.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на борту проходящего через его территориальные воды иностранного судна только в следующих случаях:
1. Когда на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство.
2. Если в результате преступления нарушилось спокойствие в стране или добрый порядок в ее территориальных водах.
3. Если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотическими или психотропными веществами.
4. Если об этом просит капитан судна, дипломатический агент или работник консульства государства флага судна.
Если судно проходит через территориальные воды после выхода из внутренних вод прибрежного государства (из морского или речного порта, грузового или иного терминала, или рейда, который находится за исходной линией в сторону береговой линии прибрежного государства), то независимо от перечисленных выше условий юрисдикция прибрежного государства существенно расширяется. По отношению к такому судну оно уже может принимать любые меры, разрешаемые законами этого прибрежного государства.
Если преступление совершено до входа в территориальные воды или если, следуя из иностранного порта, судно ограничивается лишь проходом черезтерриториальные воды, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не вправе осуществлять на нём свою юрисдикцию.
Однако оно может осуществлять свою юрисдикцию в следующих случаях:
1. Судном нанесён серьёзный ущерб морской среде.
2. Нарушены законы и правила прибрежного государства, относящиеся к режиму его экономической зоны.
Исходя из вышесказанного, трудно представить преступление, совершенное на борту иностранного судна, которое не подпадает под уголовную юрисдикцию прибрежного государства.
Гражданская юрисдикция на борту проходящего через территориальные воды иностранного судна не осуществляется и прибрежное государство не должно останавливать такое судно и изменять его курс в этих целях.
Оно может применять меры взыскания или ареста по любому гражданскому делу лишь по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя таким судном во время прохода или для прохода через территориальные воды, например, если во время прохода им были повреждены знаки навигационной обстановки, подводные кабели или трубопроводы, порваны рыболовные сети и тому подобное.
Если иностранное судно проходит через территориальные воды прибрежного государства после выхода из порта, стоит на якоре в территориальных или внутренних водах, то нет никаких ограничений для осуществления гражданской юрисдикции прибрежного государства, включая арест судна.
В случаях, предусмотренных законами прибрежного государства, иностранное судно может быть задержано и даже конфисковано, а его капитан и другие виновные лица привлечены к ответственности за нарушения законов и правил, относящихся к мирному проходу судна через территориальные воды.
Таким образом, легкомысленно понимаемое многими моряками понятие суверенитета судна, утрачивается практически во всех случаях когда имеет место преступление или нарушение конвенций, законов, обычаев и так далее, поэтому следует быть весьма осмотрительными и осторожными при нахождении или проходе через территориальные воды прибрежных иностранных государств.
Автор капитан В.Н. Филимонов