Определение места по разновременным наблюдениям Солнца

  

Intercept method

 

Определение места судна по разновременным измерениям высоты Солнца. Промежуток времени должен быть таким, чтобы азимут Солнца изменился более чем на 30°.

Полученное таким способом место судна называется счислимо-обсервованным, так как кроме обсервованных параметров – измеренных высот Солнца, используются счислимые параметры – курс и пройденное расстояние между обсервациями. Точность полученного места будет зависеть от точности учета счислимого курса и плавания между обсервациями.

В качестве линии положения используется так называемый перенос – разность между расчетной и измеренной высотой Солнца. Для удобства вычислений пользуются не высотой Солнца, а его зенитным расстоянием – дополнением высоты до 90°.

Обсервованную высоту Солнца исправляют отдельными поправками или общей поправкой.

Местный часовой угол (L.H.A. – Local Hour Angle) и склонение Солнца (Dec – Declination) вычисляют по Морскому Астрономическому Ежегоднику (Nautical Almanac – N.A.):

таблица

Измеренная высота исправляется общей поправкой:

таблица

Для вычисления расчетного зенитного расстояния пользуются формулой:

hav ZX = hav P cos. Lat cos. Dec + hav (Lat ± Dec)

Значение обозначений приведено в таблице:

таблица

Значения логарифмов и натуральных значений выбираются из таблиц Norie’s Nautical Tables: Haversines и Logs. Of Trig. Functions.

таблица

Правила откладывания переноса по линии азимута:

  • Если Z.D. больше чем C.Z.D., то перенос откладывается от счислимого места в сторону, противоположную направлению на Солнце (AWAY – в направлении от Солнца).
  • Если Z.D. меньше чем C.Z.D., то перенос откладывается от счислимого места в направлении на Солнце (TOWARDS – в направлении на Солнце).

 

Азимут вычисляется по таблицам ABC.

Для каждой последующей обсервации выполняем приведенные выше вычисления и затем выполняем прокладку вычисленных линий положения на карте или на планшете и получаем счислимо-обсервованное место.


Автор капитан В.Н. Филимонов

1+