Intercept method
Определение места судна по разновременным измерениям высоты Солнца. Промежуток времени должен быть таким, чтобы азимут Солнца изменился более чем на 30°.
Полученное таким способом место судна называется счислимо-обсервованным, так как кроме обсервованных параметров – измеренных высот Солнца, используются счислимые параметры – курс и пройденное расстояние между обсервациями. Точность полученного места будет зависеть от точности учета счислимого курса и плавания между обсервациями.
В качестве линии положения используется так называемый перенос – разность между расчетной и измеренной высотой Солнца. Для удобства вычислений пользуются не высотой Солнца, а его зенитным расстоянием – дополнением высоты до 90°.
Обсервованную высоту Солнца исправляют отдельными поправками или общей поправкой.
Местный часовой угол (L.H.A. – Local Hour Angle) и склонение Солнца (Dec – Declination) вычисляют по Морскому Астрономическому Ежегоднику (Nautical Almanac – N.A.):
Измеренная высота исправляется общей поправкой:
Для вычисления расчетного зенитного расстояния пользуются формулой:
hav ZX = hav P cos. Lat cos. Dec + hav (Lat ± Dec)
Значение обозначений приведено в таблице:
Значения логарифмов и натуральных значений выбираются из таблиц Norie’s Nautical Tables: Haversines и Logs. Of Trig. Functions.
Правила откладывания переноса по линии азимута:
- Если Z.D. больше чем C.Z.D., то перенос откладывается от счислимого места в сторону, противоположную направлению на Солнце (AWAY – в направлении от Солнца).
- Если Z.D. меньше чем C.Z.D., то перенос откладывается от счислимого места в направлении на Солнце (TOWARDS – в направлении на Солнце).
Азимут вычисляется по таблицам ABC.
Для каждой последующей обсервации выполняем приведенные выше вычисления и затем выполняем прокладку вычисленных линий положения на карте или на планшете и получаем счислимо-обсервованное место.
Автор капитан В.Н. Филимонов