В современном мире, для нужд торгового судоходства, регулярно передаются довольно точные прогнозы погоды, основанные на данных, получаемых от специальных спутников. Такие прогнозы погоды на следующие 12, 24, 48 и 72 часа, регулярно передаются по системам NAVTEX и SafetyNet.
Кроме этого, имеется программное обеспечение, которое позволяет оценивать синоптическую обстановку и планировать маршрут перехода судна на основании данных, получаемых от производителя данного программного обеспечения. Одним из широко применяемых на торговых судах является программное обеспечение SPOS, от компании MeteoGroup. Имеются и другие компании, например, PassageWeather, Windfinder и другие.
Однако, не смотря на имеющиеся в распоряжении моряков регулярно передаваемые прогнозы погоды и современные инструменты для анализа синоптической обстановки, для обеспечения безопасности судна, не теряет своей важности и умение капитаном и штурманами, определять изменение погоды по местным признакам.
Признаки хорошей погоды:
На закате солнца, небо имеет розовый цвет.
Серое небо утром.
Низкий восход солнца (над горизонтом отсутствуют облака).
Чем нежнее кажутся облака, темь менее можно ожидать ветра (но может быть больше дождя).
Наличие росы.
Появление тумана.
Если морские птицы рано вылетают и удаляются далеко в море, то можно ожидать умеренных ветров.
Фото неба на закате и восходе, свидетельствующие о хорошей погоде на завтра:
Признаки ухудшения погоды:
Вид неба с зеленоватым оттенком предвещает ветер и дождь.
Вид неба тёмно-красного цвета предвещает дождь.
Красный цвет неба утром предвещает ненастную погоду и сильный ветер.
Высокий восход солнца (над горизонтом облака и чем они выше, тем позднее появится над ними солнце), предвещает дождь.
Чем облака резче, более грязного вида, более скомканы, более клочковаты, или оборваны, тем сильнее будет наступающий ветер.
Блестящий желтый цвет неба при закате предвещает ветер; слабый желтый — сырость.
Если морские птицы держатся у берега или иногда летят внутрь материка, должно ожидать сильного ветра и ненастной погоды. Когда птицы дальнего полета, как-то: грачи, ласточки и другие, держатся близ своего дома и летают взад и вперед, весьма низко над землей, то это признаки дождя или ветра.
Когда животные ищут укрытых мест, когда дым из труб не подымается кверху в штиль — все это составляет признаки вероятной перемены погоды к худшему.
Замечательная ясность атмосферы близ горизонта, необыкновенная видимость отдаленных предметов, значительное поднятие их над горизонтом (от действительной рефракции) и чистота звуков в атмосфере служат признаками дождя или ветра.
Более чем обыкновенное блистание звезд, неотчетливое обозначено или кажущееся умножение рогов луны, круги вокруг солнца, радуга и отдельные клочки её — верные признаки усиления ветра или дождя.
Фото неба на закате и восходе, свидетельствующие о ненастной погоде на завтра:
Признаки штормовой погоды
Обыкновенные признаки всякого приближающегося шторма: Внезапное увеличение или уменьшение атмосферного давления, обнаруживающегося быстрым повышением или падением барометра.
Большая разница в давлениях между соседними местностями и внезапная перемена температуры.
Если погода, в особенности зимой, теплее и влажнее, чем обычно для данного времени года в данной местности, то следует ожидать шторма.
Если ветер меняет направление против часовой стрелки вместо того, чтобы следовать прямому движению, то погода будет ненастная, а если была ненастная, то будет продолжаться такая же.
NB. Принято рассматривать изменение направления ветра по часовой стрелки (в направлении движения солнца), т. е. Северный ветер переходит в Южный через Восток и так далее. Такое изменение направление ветра принято называть — прямое движение. Если ветер меняет направление от Северного на Южный через Запад, т.е. против часовой стрелки, то такое движение называется возвратным (обратным). Оно, как правило, случается при переменной погоде.
Так выглядели океан и небо за несколько часов до зимнего урагана в Северной Атлантике, начавшегося к ночи 6 января 2015 года.
Атмосферное давление упало почти до нижней границы на шкале барометра.
Снимок экрана электронной карты с частью Северной Атлантики, где через несколько часов 6 января 2015 года начался жестокий зимний шторм, достигший силы урагана. Скорость ветра превышала 35 метров в секунду, высота волн достигала 20 метров и более. Курс судна был намеренно проложен почти в середину Датского пролива, для того чтобы позднее повернуть на Исландию и иметь ветер и волны с кормовых курсовых углов, а не в борт.
Шторма у побережья Британских островов
Сделанные моряками наблюдения над состоянием ветров и штормов в районе Британских островов, могут быть весьма полезны, особенно при плавании в Балтийском, Северном, Норвежском морях и у берегов Великобритании, Ирландии и Франции.
Ветры, чаще других дующие у английских берегов, это юго-западный к северо-восточный.
Юго-западный ветер бывает чаще; его называют экваториальным течением воздуха, он бывает теплый и влажный. При этом ветре барометр стоит низко, погода бывает облачная и часто сырая. Барометр опускается перед тем, как северо-восточный ветер должен перейти в юго-западный, перемена эта начинается переходом ветра в SO или SSO, который дует несколько часов с сильным дождем.
Юго-западному ветру часто предшествуете внезапное возвышение барометра; но движение это останавливается и барометр начинает падать перед тем, как должен задуть юго-западный ветер.
Северо-восточный ветер называется полярным течением воздуха; когда он дует, барометр стоит высоко и погода обыкновенно бывает ясная и сухая. Барометр подымается перед тем, когда юго-западный ветер должен перейти в северо-восточный; перемена эта начинается переходом ветра в NW или NNW, который зимой часто сопровождается снегом.
Штормы у берегов Британских островов, в основном бывают от юго- запада, причем ветер может дуть от какого-нибудь румба между SO, W и WNW через S.
Зимой после восточных ветров, если барометр начнет падать а, температура повышаться, то следует ожидать юго-восточного ветра, который перейдет в юго-западный, причем барометр будет постоянно падать; но как только ветер задует от SW, то барометр начнет повышаться и пойдет сильный дождь, который может смениться крепким ветром от WNW или NW, после чего небо проясняется и погода становится холодная. Иногда, хотя и редко, северо-западный ветер может перейти в северный или северо-восточный.
Если ветер возвращается от NW через W и SW и продолжает оставаться свежим, то можно рассчитывать на продолжение штормовой погоды. Большая часть этих ветров начинается на западном берегу Ирландии и потом распространяется на местности, лежащие к востоку. Следовательно, если перемена направления ветра случается внезапно, то шторм может дуть от NW на берегу Ирландии, тогда как на восточном берегу Англии он начнется только от S или SSO.
Ветры эти бывают очень сильны и так как они происходят вследствие столкновения юго-западного или экваториального течения с течением северо-восточным, или полярным, то перемены воздушного давления и температуры бывают очень быстры, а штормы часто сопровождаются громом и молнией.
Северо-восточные штормы бывают реже нежели юго-западные; они очень опасны на восточном прибрежье Великобритании, потому что приближение их не обозначается такими верными признаками, как приближение юго-западных штормов.
Им обыкновенно предшествует температура низкая по времени года. Начинаются они часто ветрами от NW или NNW и большим количеством снега, затем, небо быстро проясняется и ветер дует с большой силой от северо-востока.
При полярных или северо-восточных штормах ветер не так изменяется, как при юго-западных; он редко переходит румба на 2 или на 3, тогда как при экваториальных или юго-западных штормах нередко случается перемена ветра по часовой стрелке румбов на 6 или на 7.
NB. Как это не покажется кому-то странным, однако и в настоящее время, для указания направления ветра на море, используются компасные румбы. Что такое румбы, можно посмотреть здесь.
NB — Nota bene (нота бэнэ), означает «примечание» или «обратить внимание».
Автор капитан В.Н. Филимонов