Ледокольный квартет

Собственно, квартет состоит из трио и соло. Трио – это строящиеся на Балтийском заводе атомные ледоколы, проекта 22220 (ЛК-60Я): «Арктика», «Сибирь» и «Урал», а соло – дизель-электрический ледокол проекта 22600 («ЛК-25») «Виктор Черномырдин», строительство которого заканчивается на «Адмиралтейских верфях».

корабль

Атомоходы: «Урал», по корме у него «Арктика» и по носу у нее «Сибирь».

Красивенько так стоят, любо-дорого смотреть, три атомохода, в разной степени готовности, у достроечной стенки Балтийского завода, а напротив, дизель-электрический, у достроечной стенки Адмиралтейских верфей.

корабль

Давно, а может быть даже и никогда в истории России, а тем более в мире, не стояли вместе четыре гиганта ледокольного флота, суммарной мощностью на валах 205 МВт (3 х 60 МВт и 1 х 25МВт).

корабль

«Виктор Черномырдин» считается самым мощным в мире среди дизель-электрических ледоколов, его мощность 25 МВт, например у дизель-электрических ледоколов типа финского «Поларис», проекта Aker ARC 130, мощность 21,5 МВт, а у построенных на Выборгском судостроительном заводе ледоколах усовершенствованного проекта Aker ARC 130 A, «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» – 22 МВт. Ожидается, что мощность в 25 МВт обеспечит ледоколу проходимость через арктические льды толщиной 2 метра. Правда – это меньше, чем у ледоколов проектов Aker ARC 130 и Aker ARC 130 A, у которых расчетная льдопроходимость составляет до 2,9 метра. На первый взгляд может показаться, что если у «Виктора Черномырдина» льдопроходимость меньше чем у ледоколов финского проекта, то он хуже, однако это не совсем верно. Просто у ледоколов разные задачи. «Виктор Черномырдин» изначально проектировался как научно-исследовательский ледокол, с дополнительными функциями спасательного судна и судна бункеровщика.

корабль

К особенностям ледокола относится также его движительно-рулевой комплекс, который состоит из одного гребного винта и двух винто-рулевых колонок. Данная комбинированная система является более экономичной и обеспечит такому большому судну хорошую поворотливость, а поворотливость для ледокола очень важна, так как ему приходится работать во льдах вблизи проводимых им судов и при плохой поворотливости затрачивается больше времени например для околки судна.
Ледокол уже «освободился» от последних строительных лесов вокруг мачты и похоже готовится к заводским ходовым испытаниям. На снимках леса еще присутствуют, однако 24 августа лесов на нем уже не было и выглядел он совсем готовым к выходу на ЗХИ, снимки сделать не удалось ввиду темного времени, поэтому опубликуем фото конца июня.

Первые два атомохода, а именно так принято у моряков называть атомные ледоколы, получили названия первых двух атомоходов советской постройки проекта 10520. Кстати, именно атомоходы проекта 10520 «Арктика» и «Сибирь», первыми среди надводных кораблей преодолели арктические льды и достигли Северного полюса. Первый совершил это историческое достижение 17 августа 1977 года, а второй – 25 мая 1987 года, причем совершил его в более суровых ледовых условиях – до начала летнего таяния льдов в Арктике.

корабль

У борта стоит судно обеспечения.

корабль

К сожалению, все палубные механизмы иностранного производства, например швартовные лебедки и брашпили – испанские, подъемный кран – желтый – итальянской фирмы MELCAL.

корабль

Атомоходы находятся в разной степени готовности, головной «Арктика» планируют отправить на ходовые испытания к концу нынешнего года, а на третьем «Урале», спущенном на воду 25 мая, идет монтаж надстройки. На «Сибири» монтаж надстройки и мачты закончился, реакторы установлены, идет «насыщение» судна различным оборудованием.

корабли

Гиганты мирно так стоят, носик к носику, вернее конечно сказать, форштевень к форштевню, но первое выражение как-то уютнее звучит.

Все атомные ледоколы проекта «ЛК-60Я» оборудованы двумя ядерными реакторами РИТМ-200. Это новые реакторы, разработки ОКБМ имени И.И. Африканова. Тепловая мощность одного реактора 175 МВт, которая позволяет передавать на гребной вал мощность в 30 МВт.

корабль

На стадии строительства у нас все корабли выглядят жутко не привлекательно, однако позднее их загрунтуют и покрасят и будут они выглядеть намного опрятнее.

Данные ледоколы проектировались как двухосадочные, то есть путем приема или откачки водяного балласта (забортной воды) они могут увеличивать и уменьшать осадку. С полной осадкой ледоколы обеспечивают проводку судов в открытых моря Арктики, в настоящее время такую проводку выполняют атомоходы «50 лет Победы» и «Ямал», а уменьшив осадку они смогут обеспечивать проводку судов в Енисейский залив и Обскую губу – сейчас это выполняют два ледокола «Вайгач» и «Таймыр».

корабль

Краска на корпусе атомохода «Урал» еще не выцвела и ярко блестит на солнце.

Хотя строительство ледоколов уже значительно отстает от первоначально установленных сроков, тем не менее, строительство двух ледоколов уже вплотную подошло к заводским ходовым испытанием.

Будем надеяться, что уже зимой они отправятся крушить арктические льды.


Автор текста и фото капитан В.Н. Филимонов

7+