Выгрузка тяжеловесных и крупногабаритных грузов судовыми кранами требует тщательной подготовки и планирования. Для безопасного подъема груза составляются схемы заводки и крепления грузовых слингов. Как правило, схемы подготавливают суперкарго или порт-кэптены в порту погрузки и передают их на судно.
На главной палубе, перед надстройкой, размещен грузовой спредер, который используется для погрузки и выгрузки крупногабаритных и тяжеловесных грузов судовыми кранами.
На крышках трюмов желтой прерывистой линией нанесены рабочие зоны судовых кранов
На верхней площадке защитного козырька размещен грузовой спредер.
Трюм с грузом, твиндечными понтонами и грузовым оборудованием
В носовой части трюма на танк-топе балластных танков размещены ящики с грузовым оборудованием и стойки для контейнеров. Перед ними установлены два твиндечных понтона. На судах предназначенных для перевозки тяжеловесных грузов всегда много различного грузового и крепежного оборудования и инвентаря.
Маркировка грузоподъемности и рабочего вылета стрелы
На каждом грузовом кране всегда должна быть нанесена и легко различима маркировка грузоподъемности крана и рабочие вылеты стрелы. Отсутствие маркировки может вызвать обоснованные претензии со стороны стивидорных компаний и портового контроля.
В океане экипаж красит кран
Во время перехода через океан экипаж красит судовые краны и выполняет их техническое обслуживание. При наличии запасных частей выполняются ремонтные работы, если конечно в этом имеется необходимость. Надо заметить, что краны почти всегда требуют обслуживания и ремонта, так как работают под большой нагрузкой.
Выгрузка башни мобильного крана.
Погрузка на трейлер для транспортировки
На фото хорошо видно как крышки трюма загерметизированы лентой. В трюмах находится сталь для Сантоса. Итажаи и Буэнос-Айреса. Судно совершало рейс из Антверпена через Атлантику. Чтобы избежать повреждения груза морской водой загерметизировали стыки крышек трюмов.
Башня погружена на трейлер
Грузовые слинги крепят к основанию мобильного крана
Начали подъем груза двумя кранами в «спарке».
Груз поднят до уровня комингса трюма. Сейчас начнут выводить груз с борта судна на причал, попеременно разворачивая краны в сторону причала. Краны разворачивают только по одному, плавно, избегая рывков и раскачивания груза.
Груз почти выведен на причал. Перекос вызван именно тем, что краны разворачиваются поочередно.
Груз над причалом и краны майнают его одновременно, чтобы избежать перекоса и увеличения нагрузки на один из кранов.
Груз на причале. Можно травить грузовые шкентеля и отдавать скобы на слингах.
Слинги отсоединены. Старпом, человек в красном комбинезоне у края причала, вспотел и снял каску, чтобы вытереть пот. Добросовестный был старпом, с Украины, из Крыма.
Моторный блок мобильного крана в трюме.
Груз застроплен и краны в «спарке» начали подъем груза из трюма. Старпом в трюме контролирует процесс. На мостике капитан осуществляет общее руководство и управляет креновой системой перекачки балласта.
Блок поднимается из трюма.
Подъем непрерывно контролируется, чтобы избежать малейших повреждений груза.
Моторный блок поднят выше уровня комингса грузового трюма. Можно начинать выводить груз на причал.
Груз вывели на причал и начали заводить на основание мобильного крана. Сразу же и монтировали блок на основание судовыми кранами.
Старпом слева в красном комбезе дает команды крановщикам, они члены экипажа. Выгрузка тяжеловесных грузов судовыми кранами почти во всех портах мира осуществляется членами экипажа. Экипажи маленькие и поэтому работать приходится очень много.
Отдельные детали мобильного крана выгружаются одним краном.
Противовес мобильного крана
Некоторые детали выгружаются спредером для контейнеров.
Так или примерно так выгружается большинство тяжеловесных и крупногабаритных грузов судовыми кранами.
Безопасной выгрузке груза предшествуют многие часы подготовки и расчетов. От слаженных и грамотных действий экипажа зависит безопасность и продолжительность грузовых операций.
В таких сложных технологических операциях, как погрузка, выгрузка и транспортировка морем тяжеловесных и крупногабаритных грузов, нельзя полагаться только на удачу и счастливый случай. Безопасность в основном зависит от тщательности подготовки, расчетов, профессиональных навыков экипажа судна и исправности судовой техники и используемого оборудования.
Автор текста и фотографий капитан В.Н. Филимонов