Вычисление высоты штабеля с трубами – Балтийский Ллойд

Вычисление высоты штабеля с трубами

Составление грузового плана на судах, перевозящих генеральные грузы, это своего рода искусство, так как каждый грузовой помощник и капитан используют собственные знания, накопленный ими опыт и приобретенные, индивидуальные приемы или, своего рода,  оттенки личного профессионального мастерства.

Один и тот же груз, на одном и том же судне, с одинаковыми судовыми запасами каждый разместит по разному, при этом, у кого-то может даже не хватить места, а иной, наоборот, разместит так, что останется свободное пространство, которое, при желании, можно заполнить другим грузом.

Основы коммерческой эксплуатации штурмана получают во время обучения в мореходных и речных училищах и первый грузовой план составляют во время написания курсового проекта по коммерческой эксплуатации. Затем работая на грузовых судах, сначала в должности матросов, а затем третьими и вторыми помощниками капитана они наблюдают как грузовой помощник составляет грузовые планы, как капитан обсуждает их с ним, как грузы грузятся, размещаются на судне, крепятся, перевозятся, как ведется наблюдение за грузом в море, какие меры принимаются для его сохранной транспортировки, а затем выгружаются в порту назначения. Наиболее любознательные штурмана ведут соответствующие записи, которые используют став грузовыми помощниками.

Коммерческая эксплуатация не есть нечто статичное, так как технологии перевозки грузов совершенствуются, появляются новые виды грузов, особенно опасных, тяжеловесных и крупногабаритных. Кроме того меняются средства погрузки и выгрузки грузов, принимаются различные документы, регулирующие правила перевозки и обработки грузов, появляются новые требования к грузовым документам.  Для составления грузовых планов, расчета остойчивости, а также погрузки и выгрузки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, а также контейнеров разрабатывается и совершенствуется программное обеспечение.

Для того, чтобы идти в ногу, с непрерывно меняющимися условиями, грузовым помощникам и капитанам необходимо освежать свои знания и совершенствовать навыки. При этом, получение знаний и овладение навыками происходит полностью самостоятельно, так как даже в крупных компаниях не проводятся тематические семинары и обучающие курсы по коммерческой эксплуатации.

В данной статье мы рассмотрим методику вычисления высоты штабеля с трубами. На первый взгляд может показаться, что составить грузовой план с трубами не составляет особого труда, однако, даже на судах, где на судовых компьютерах установлены грузовые программы и имеется возможность вычислить высоту штабеля труб, далеко не все грузовые помощники и капитаны умеют это делать.

Трудность возникает из-за того, что в каждом последующем ряду трубы укладывают не друг на друга, а в ложбину между двумя соседними, поэтому высота штабеля из двух рядов получается несколько меньше, чем сумма диаметров двух труб, из трёх – меньше чем сумма трех диаметров и так далее. Очевидно, что при высоте штабеля из нескольких рядов, его высоту можно оценить приблизительно с небольшой ошибкой, однако чем больше будет в штабеле рядов труб, тем больше будет ошибка, которая будет уже исчисляться несколькими рядами.

Чтобы не гадать, как говорится «на кофейной гуще» и не тратить напрасно собственное время, проще вычислить высоту штабеля, состоящего из труб одинакового диаметра и уложенных вплотную друг к другу, используя простейшие формулы геометрии для 7 – 8 классов средней школы.

Например, можно воспользоваться формулой для вычисления высоты в равностороннем треугольнике:

математическая формула

«Высота равна стороне треугольника, умноженной на корень квадратный из трёх, деленный на два». Где,

математическая формула

На рисунке видно, что сторона (а) равняется двум радиусам (R) или диаметру труб (D).

Рисунок с равносторонним треугольником

На том же рисунке видно, что для вычисления максимальной высоты штабеля (H) из двух рядов труб, к полученной высоте (h) необходимо прибавить два радиуса или диаметр труб (D):

математическая формула

Где,

математическая формула

Очевидно, что высоту штабеля из трёх рядов легко вычислить по формуле:

математическая формула

Для четырех рядов по формуле:

математическая формула

Если в штабеле более трёх рядов, то его высота вычисляется по формуле:

математическая формула

Где n – это число рядов в штабеле.

Рисунов штабеля с трубами

Например, для вычисления высоты штабеля из четырех рядов, n = 4 и формула примет вид:

математическая формула

Для штабеля из пяти рядов n = 5, из шести n = 6 и так далее.

Разумеется, что для вычисления высоты штабеля, уложенного на доски или брусья, необходимо к вычисленной высоте штабеля прибавить толщину досок или брусьев.

На практике, далеко не всегда, а точнее маловероятно, что ряд будет состоять из труб уложенных в плотную друг к другу от борта до борта. Вероятнее, что между какими-нибудь двумя трубами останется просвет, в которые последняя труба не войдет. Высоту такого штабеля из двух рядов труб можно вычислить по формуле высоты в равнобедренном треугольнике:

математическая формула

Где,

математическая формула

математическая формула

Как видно на рисунке, расстояние (р) легко вычислить, принимая во внимание толщину досок или брусьев, установленных между бортами и крайними трубами в ряду.

Рисунок с равнобедренным треугольником

Мы рассмотрели только один из способов вычисления высоты штабеля, состоящего из рядов труб одинакового диаметра. Очевидно, что высоту штабеля можно вычислять и по формулам прямоугольного треугольника,  в котором гипотенуза будет равняться одному диаметру труб (для штабеля из двух рядов) или более, в зависимости от количества рядов. Длина меньшего катета будет равняться радиусу труб (для штабеля из двух труб) или нескольким радиусам, в зависимости от числа рядов в штабеле.

c² = a² + b²

Кроме этих двух способов наверняка можно применить и другие формулы элементарной школьной геометрии, главное руководствоваться простым правилом: «не усложнять простое», так как излишние усложнения не только загромождает вычисления и занимают больше времени, но и увеличивают риск появления промахов или ошибок в вычислениях.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что индивидуальные «оттенки» мастерства, каждый штурман начинает приобретать не тогда когда он становится старшим помощником капитана или капитаном, а еще учась в средней школе, так что не стоит упускать драгоценное время и лучше приступать к формированию своего мастерства, сидя за школьной партой и курсантским столом.


Автор капитан В. Н. Филимонов