Своевременная и правильно организованное вентилирование грузовых помещений во время перевозки грузов морем, помогает избежать значительных повреждений груза, могущих произойти от отпотевания трюмов или груза.
С точки зрения необходимости вентиляции все грузы в общем виде делятся на два вида: гигроскопичные и негигроскопичные.
Гигроскопичные грузы (hygroscopic cargos) – Грузы которые содержат в себе влагу, которая может взаимодействовать с окружающим воздухом.
Негигроскопичные грузы (non— hygroscopic cargos) — Грузы которые не содержат в себе влагу, а если и содержат влагу, то она не взаимодействует с окружающим воздухом.
По характеру отпотевания могут быть:
Отпотевание трюма – когда капли воды образовываются на поверхности судовых конструкций внутри трюма.
Отпотевание груза — когда капли воды образовываются на поверхности груза.
Отпотевание трюма – как правило наблюдается при перевозки гигроскопичных грузов из теплого климата в более холодном климате.
Отпотевание груза — как правило наблюдается при перевозки негигроскопичных грузов из холодного климата в более теплом климате.
Условия когда необходимо вентилировать грузовые помещения
1. Общее правило — Правило Точки росы: Если точка росы забортного воздуха ниже точки росы в трюме, то необходимо начинать вентилировать трюм.
2. Правило вентиляции гигроскопичных грузов – Правило трех градусов: Если температура наружного воздуха на три градуса ниже температуры груза, то необходимо начинать вентилировать трюм.
Если при перевозке гигроскопичных грузов, погруженных на борт судна при сравнительно высокой температуре окружающего воздуха и соответственно имеющих также сравнительно высокую температуру, судно попадает в районы с температурой окружающего воздуха ниже, чем температура гигроскопического груза, то в трюме будет происходить отпотевание конструкций судна, как правило поверхностей более всего контактирующих с наружным воздухом. Отпотевание может быть очень интенсивным и привести к значительному повреждению груза. При попадании судна в такие условия, необходимо начинать вентилировать грузовые помещения как можно раньше и интенсивнее. Как правило в этом случае можно значительно уменьшить отпотевание. При значительной разности температур бывает невозможно полностью предотвратить отпотевание трюма, зато позволяет его значительно уменьшить.
Отпотевание люковых закрытий в грузовом трюме с грузом целлюлозы, погруженной в Португалии, на переходе через Бискайский залив в Северную Европу ранней осенью.
При перевозке негигроскопичный грузов, например сталь, минерально-строительные грузы и другие, погруженных в теплом воздухе, при переходе через районы с более низкими температурами наружного воздуха, чем температура в грузовых трюмах, на внутренней поверхности крышек трюмов также может образовываться конденсат, особенно если в дневное время солнце нагревало крышки, а ночью температура опускалась.
Если при перевозке негигроскопичных грузов, погруженных в холодном климате при сравнительно низких температурах окружающего воздуха и соответственно имеющих также сравнительно низкую температуру, судно попадает в район с температурой окружающего воздуха выше чем температура негигроскопического груза, то будет наблюдаться отпотевание груза. Например, погрузили на борт судна груз стали в рулонах в порту Клайпеда, в январе месяце при температуре минус 10 градусов и судно направилось в порт на Средиземном море. На переходе в Бискайском заливе температура воздуха будет плюс 15 градусов. В трюмах на грузе начнется отпотевание. Это наиболее трудная с точки зрения организации вентиляции ситуация. Отпотевания на грузе будет не избежать даже при интенсивной вентиляции, даже на оборот, когда теплый воздух начнет поступать в холодный трюм будет наблюдаться интенсивное отпотевание груза из-за большой разности температур. В данной ситуации может быть два варианта: начинать вентилировать трюма сразу после выхода в море с тем чтобы по мере повышения температуры окружающего воздуха нагревался и груз в трюмах. Однако далеко не всегда таким образом удается избежать отпотевания груза. Второй способ заключается в том, чтобы в порту плотно задраить всю вентиляцию и не вентилировать трюма во все время перехода. Какой способ избрать, всегда зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать на судне, в каждом конкретном случае.
Документы содержащие рекомендации по вентиляции отдельных грузов
Многие грузы для сохранной перевозки которых требуется вентилировать грузовые помещения можно найти в следующих публикациях:
1. Международные правила морской перевозки опасных грузов (International Maritime Dangerous Goods — IMDG Code)
2. Международные правила безопасной перевозки навалочных грузов (Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes — BC Code)
3. Thomas Stowages.
Меры предосторожности:
Во всех случаях, когда необходимо вентилировать грузовые помещения, необходимо предпринимать все меры, чтобы избежать подмочьки груза забортной водой или осадками через вентиляционные открытия при заливании или забрызгивании судна.
Применяемые термины:
Отпотевание груза (cargo sweat) – образование капель воды на поверхности груза, когда температура груза ниже температуры воздуха за бортом судна и при высокой влажности забортного воздуха.
Отпотевание судна (ship’s sweat) – образование капель воды на поверхности судовых конструкций внутри грузовых помещений.
Точка росы (dew point) – температура при которой влага, содержащаяся в воздухе, начинает конденсироваться.
Влажность (humidity) – влага, содержащаяся в воздухе.
Конденсат (condensation) – образование капель воды на холодной поверхности при контакте со сравнительно теплым воздухом.
Насыщенный воздух (saturated) – воздух содержащий максимально возможное количество влаги.
Гигроскопичные грузы, при перевозке которых, необходимо вентилировать грузовые помещения:
— зерновые грузы
— какао и кофе бобы
— семечки
— рис
— нерафинированный сахар-сырец
— волокнистые грузы – шерсть, хлопок, джут
— лесоматериалы
— бумага и бумажная продукция
— целлюлоза
— рыбная мука
— грузы органического происхождения
Грузы, при перевозке которых не требуется вентиляция грузовых помещений:
— рафинированный сахар в мешках
Некоторые грузы необходимо вентилировать для того чтобы удалить из трюма тепло которое выделяют эти грузы:
— картофель
— лук репчатый
Грузы, которые при контакте с кислородом выделяют тепло, также необходимо вентилировать, чтобы предотвратить нагревание и самовозгорание груза:
— уголь
— кокс
— рыбная мука
— жмых (из семян)
— концентрат железа (DRI — direct reduced iron)
Необходимо отметить, что сепарационные материалы также могут вызывать отпотевание в трюме, особенно материалы органического происхождения и при значительных объемах.
При перевозке в одном грузовом помещении грузов с разным режимом вентиляции, организовать эффективную вентиляцию не представляется возможным. Поэтому необходимо принимать во внимание предстоящие условия погрузки и перевозки и целесообразнее размещать в одном грузовом помещении грузы с одинаковым режимом вентиляции, чтобы избежать повреждения части груза от отпотевания во время перевозки морем.
На контейнеровозах в больших количествах осуществляется перевозка рефрижераторных контейнеров в грузовых трюмах. Во время работы, компрессоры реф. контейнеров выделяют значительное количество тепла и для охлаждения воздуха в трюме и предотвращения отпотевания, необходимо включать принудительную вентиляцию грузовых помещений.
Все операции с вентилированием грузовых помещений необходимо записывать в судовой журнал и грузовую книгу.
Автор капитан В.Н. Филимонов