Вентилирование грузовых помещений

 

Своевременная и правильно организованное вентилирование грузовых помещений во время перевозки грузов морем, помогает избежать значительных повреждений груза, могущих произойти от отпотевания трюмов или груза.

С точки зрения необходимости вентиляции все грузы в общем виде делятся на два вида: гигроскопичные и негигроскопичные.

Гигроскопичные грузы (hygroscopic cargos) –  Грузы которые содержат в себе влагу, которая может взаимодействовать с окружающим воздухом.

Негигроскопичные грузы (nonhygroscopic cargos) – Грузы которые не содержат в себе влагу, а если и содержат влагу, то она не взаимодействует с окружающим воздухом.

По характеру отпотевания могут быть:

Отпотевание трюма – когда капли воды образовываются на поверхности судовых конструкций внутри трюма.

Отпотевание груза – когда капли воды образовываются на поверхности груза.

Отпотевание трюма – как правило наблюдается при перевозки гигроскопичных грузов из теплого климата в более холодном климате.

Отпотевание груза – как правило наблюдается при перевозки негигроскопичных грузов из холодного климата в более теплом климате.

Условия когда необходимо вентилировать грузовые помещения

1. Общее правило – Правило Точки росы: Если точка росы забортного воздуха ниже точки росы в трюме, то необходимо начинать вентилировать трюм.

2. Правило вентиляции гигроскопичных грузов – Правило трех градусов: Если температура наружного воздуха на три градуса ниже температуры груза, то необходимо начинать вентилировать трюм.

Если при перевозке гигроскопичных грузов, погруженных на борт судна при сравнительно высокой температуре окружающего воздуха и соответственно имеющих также сравнительно высокую температуру, судно попадает в районы с температурой окружающего воздуха ниже, чем температура гигроскопического груза, то в трюме будет происходить отпотевание конструкций судна, как правило поверхностей более всего контактирующих с наружным воздухом. Отпотевание может быть очень интенсивным и привести к значительному повреждению груза. При попадании судна в такие условия, необходимо начинать вентилировать грузовые помещения как можно раньше и интенсивнее. Как правило в этом случае можно значительно уменьшить отпотевание. При значительной разности температур бывает невозможно полностью предотвратить отпотевание трюма, зато позволяет его значительно уменьшить.

Если при перевозке негигроскопичных грузов, погруженных в холодном климате при сравнительно низких температурах окружающего воздуха и соответственно имеющих также сравнительно низкую температуру, судно попадает в район с температурой окружающего воздуха выше чем температура негигроскопического груза, то будет наблюдаться отпотевание груза. Например, погрузили на борт судна груз стали в рулонах в порту Клайпеда, в январе месяце при температуре минус 10 градусов и судно направилось в порт на Средиземном море. На переходе в Бискайском заливе температура воздуха будет плюс 15 градусов. В трюмах на грузе начнется отпотевание. Это наиболее трудная с точки зрения организации вентиляции ситуация. Отпотевания на грузе будет не избежать даже при интенсивной вентиляции, даже на оборот, когда теплый воздух начнет поступать в холодный трюм будет наблюдаться интенсивное отпотевание груза из-за большой разности температур. В данной ситуации может быть два варианта: начинать вентилировать трюма сразу после выхода в море с тем чтобы по мере повышения температуры окружающего воздуха нагревался и груз в трюмах. Однако далеко не всегда таким образом удается избежать отпотевания груза. Второй способ заключается в том, чтобы в порту плотно задраить всю вентиляцию и не вентилировать трюма во все время перехода. Какой способ избрать, всегда зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать на судне, в каждом конкретном случае.

Документы содержащие рекомендации по вентиляции отдельных грузов

 

Многие грузы для сохранной перевозки которых требуется вентилировать грузовые помещения можно найти в следующих публикациях:

1. Международные правила морской перевозки опасных грузов (International Maritime Dangerous Goods – IMDG Code)

2. Международные правила безопасной перевозки навалочных грузов (Code of Safe Practice for Solid Bulk Cargoes – BC Code)

 3. Thomas Stowages. 

 

Меры предосторожности:

 

Во всех случаях, когда необходимо вентилировать грузовые помещения, необходимо предпринимать все меры, чтобы избежать подмочьки груза забортной водой или осадками через вентиляционные открытия при заливании или забрызгивании судна.

Применяемые термины:

 

Отпотевание груза (cargo sweat) – образование капель воды на поверхности груза, когда температура груза ниже температуры воздуха за бортом судна и при высокой влажности забортного воздуха.

Отпотевание судна (ships sweat) – образование капель воды на поверхности судовых конструкций внутри грузовых помещений.

Точка росы (dew point) – температура при которой влага, содержащаяся в воздухе, начинает конденсироваться.

 Влажность (humidity) – влага, содержащаяся в воздухе.

Конденсат (condensation) – образование капель воды на холодной поверхности при контакте со сравнительно теплым воздухом.

Насыщенный воздух (saturated) – воздух содержащий максимально возможное количество влаги.

 

Гигроскопичные грузы, при перевозке которых, необходимо вентилировать грузовые помещения:

– зерновые грузы

– какао и кофе бобы

– семечки

– рис

– нерафинированный сахар-сырец

– волокнистые грузы – шерсть, хлопок, джут

– лесоматериалы

– бумага и бумажная продукция

– целлюлоза

– рыбная мука

– грузы органического происхождения

Грузы, при перевозке которых не требуется вентиляция грузовых помещений:

– рафинированный сахар в мешках

Некоторые грузы необходимо вентилировать для того чтобы удалить из трюма тепло которое выделяют эти грузы:

– картофель

– лук репчатый

Грузы, которые при контакте с кислородом выделяют тепло, также необходимо вентилировать, чтобы предотвратить нагревание и самовозгорание груза:

– уголь

– кокс

– рыбная мука

– жмых (из семян)

– концентрат железа (DRI – direct reduced iron)

Необходимо отметить, что сепарационные материалы также могут вызывать отпотевание в трюме, особенно материалы органического происхождения и при значительных объемах.

При перевозке в одном грузовом помещении грузов с разным режимом вентиляции, организовать эффективную вентиляцию не представляется возможным. Поэтому необходимо принимать во внимание предстоящие условия погрузки и перевозки и целесообразнее размещать в одном грузовом помещении грузы с одинаковым режимом вентиляции, чтобы избежать повреждения части груза от отпотевания во время перевозки морем.

На контейнеровозах в больших количествах осуществляется перевозка рефрижераторных контейнеров в грузовых трюмах. Во время работы компрессоры реф. Контейнеров выделяют значительное количество тепла и для охлаждения воздуха в трюме необходимо включать принудительную вентиляцию грузовых помещений.

Все операции с вентилированием грузовых помещений необходимо записывать в судовой журнал и грузовую книгу.


Автор капитан В.Н. Филимонов

7+