Технология перевозки стали в рулонах – Балтийский Ллойд

Технология перевозки стали в рулонах

 

Сталь в рулонах – довольно распространенный вид генерального груза и перевозится на речных судах, судах смешанного река-море плавания и на морских судах различных типов и размеров, от небольших судов прибрежного плавания (костеров), до крупнотоннажных океанских балкеров.

Сталь в рулонах перевозится между многими морскими портами, расположенными на разных континентах, кроме того, ее перевозят из портов, расположенных на реках, например, в России, из порта Череповец на Волго-Балтийском канале, в Германии – из порта Дуйсбург на реке Рейн, в Румынии – из порта Галац на реке Дунай.

Укладка стали в рулонах в трюма костера

Погрузка рулонов автомобильной стали в порту Роттердам

В зависимости от сорта и назначения стали, рулоны имеют различные размеры и вес, а также упаковку. Автомобильная сталь и готовая сталь для бытовой техники может иметь стальную упаковку и специальные накладки, предохраняющие края рулонов от повреждений. От раскручивания, сталь в рулоне крепится при помощи стальных лент.

В большинстве портов рулона грузят на судно в горизонтальном положении, однако в отдельных портах может применяться способ погрузки при котором рулоны укладывают на торцы.

Так как рулоны стали, уложенные горизонтально, легко подвержен качению, то на судне их размещают полными рядами от борта до борта, укладывая один или два рулона в «замок», что придает ряду устойчивость при бортовой качке.

Погрузка стали в рулонах с речного судна в трюм костера

Погрузка рулонов при помощи специальных мягких плетеных стропов, исключающих повреждение упаковки рулонов.

Перед укладкой рулонов, на палубу трюма укладывают доски, толщиной от 20 мм до 50 мм. Доски служат для снижения трения между рулонами и палубой, также они служат для более равномерного распределения нагрузки на палубу трюма. Кроме того, в случае попадания незначительного количества воды в трюм, она не будет касаться рулонов, особенно опасна для рулонов морская вода. В некоторых случаях вместо досок могут применять листы фанеры.

В большинстве случаев, доски также ставят между крайними рулонами и бортом судна, что также снижает трение, способствует более равномерному распределению нагрузки на борта и набор под ними и уменьшает вероятность контакта рулонов с влажными бортами.

Как правило, укладку рулонов начинают от бортов к ДП (диаметральная плоскость) трюма. Уложив первый рулон стали вплотную к борту подкладывают под него два клина и только после этого отсоединяют грузозахватное приспособление. Второй рулон укладывают вплотную к первому и подкладывают клинья. Следующие рулоны укладывают также вплотную и подкладывают клинья.

 

Автомобильная сталь в рулонах

Укладка рулонов с автомобильной сталью рядами в трюме костера.

Если рулоны имеют разный вес, то не следует укладывать тяжелые рулоны на более легкие, особенно в «замок», чтобы не деформировать их.

Если рулоны имеют различную длину, то следует формировать ряды из рулонов одинаковой длины, или укладывать более короткие рулоны на более длинные, а не наоборот, потому что укладка коротких рулонов на длинные всегда придает ряду большую устойчивость от продольного опрокидывания при килевой качке.

Между рядами рулонов необходимо оставлять достаточное расстояние, позволяющее стивидорам выполнить их крепление. Кроме того, следует принимать во внимание возможное продольное смещение рулонов, при котором их торцы будут касаться торцов рулонов в другом ряду и могут повредить не только их упаковку, но и сталь в них.

Сталь в рулонах в трюме костера

Крепление рулонов при помощи стальных лент в порту Роттердам.

Рулоны в рядах обязательно крепятся между собой для придания ряду устойчивости как при бортовой, так и килевой качке. Как правило, крепление выполняют при помощи стальных лент, которые обтягивают специальными пневматическими устройствами и заживают специальными зажимами. Рулон, уложенный в «замок», крепят лентой к двум рулонам, на которые он уложен. Остальные рулоны также стягивают между собой. Во время крепления необходимо удостовериться, что все ленты плотно обтянуты и зажимы зажаты. Если обнаружится слабина, то необходимо перезавести ленты и обтянуть их снова без слабины.

Крепление рулонов необходимо выполнять очень тщательно, чтобы исключить любую возможность к их смещению во время качки.

 

Возможные повреждения рулонов.

 

Сталь в рулонах

Укладка рулонов в трюме судна в порту Галац. 

Капитан судна, заблаговременно до начала погрузки, должен выяснить у своего оператора порядок внесения оговорок в коносаменты, а также формулировку самих оговорок и информировать об этом агента и отправителя груза.

До начала погрузки должна быть полная ясность какие оговорки будут вноситься в коносамент в случае обнаружения поврежденных рулонов. В некоторых случаях оговорки в коносамент не вносятся, даже если рулоны повреждены, или вносятся только в штурманские расписки. В некоторых случаях грузоотправитель дает капитану гарантийное письмо. Во всех таких случаях капитан должен следовать письменным указаниям от своего судовладельца.

Сталь в рулонах

Ряды рулонов в трюме костера.

До начала погрузки рулонов на судно, каждый рулон необходимо осмотреть на причале. Любые повреждения  рулонов и упаковки необходимо записывать в тальманские расписки, с обязательным указанием номера рулона. Из тальманских расписок повреждения рулонов заносят в штурманские расписки, а затем, если согласовано, то и в коносаменты. Следует помнить, что коносамент, штурманская расписка и тальманская расписка, должны содержать одинаковые записи о повреждениях и номера поврежденных рулонов.

 

Наиболее распространенные повреждения рулонов стали:

  1. Пятна ржавчины.
  2. Загнутые края рулона.
  3. Рваные края рулона.
  4. Отсутствуют или порваны одна или более лент на рулоне.
  5. Повреждена упаковка рулона.
  6. Наличие на поверхности рулонов различных загрязнителей или остатков грузов.

Пятна ржавчины могут быть вызваны как атмосферными осадками, так и контактом с морской водой во время транспортировки морем или при складировании на открытом причале, куда могли долетать брызги морской воды. В случае сомнения следует проверить ржавые пятна на наличие морской соли, разумеется, если на судне имеется такая возможность. Если нет, то следует незамедлительно информировать судовладельца и представителя P&I club и действовать в соответствие с их указаниями.

Крепление стали в рулонах

Крепление рулонов стальными тросами в порту Галац.

Если на поверхности рулонов имеются загрязнители или остатки грузов, то следует выяснить, могут они представлять угрозу для стали или нет.

 

Автомобильная сталь

 

При перевозке автомобильной стали в рулонах, в некоторых случаях, по требованию грузоотправителя, в трюма судна устанавливаются мобильные устройства, поддерживающие в них определенную влажность. Необходимо обеспечить крепление таких устройств, чтобы предотвратить их смещение во время качки, а также регулярно удалять из них воду, если не предусмотрена откачка в автоматическом режиме.

 

Наблюдение за грузом во море

Сталь в рулонах

Ряды закрепленных тросами рулонов на костере в румынском порту Галац на Дунае.

В течение первых суток после выхода в море, разумеется, если позволяет погода, необходимо проверить крепление и состояние груза. В дальнейшем, необходимо регулярно проверять состояние и крепление рулонов. Кроме того необходимо следить за герметичностью люковых и устройств вентиляции грузовых трюмов, а также регулярно замерять уровень в льяльных колодцах трюмов.

Сталь в рулонах

Крепление рулонов при помощи стальных тросов и талрепов.


Автор капитан В.Н. Филимонов