На грузовых судах целлюлоза в упаковках перевозится из портов России, Испании, Канады, Норвегии, Португалии, США, Финляндии, Швеции и других стран, во порты Европы, Китая, Японии и других стран.
Для перевозки используются суда различных типов, в том числе лесовозы, многоцелевые, балкеры, ро-ро и контейнеровозы.
Подъем из трех стандартных грузовых мест с целлюлозой.
Обычно целлюлоза перевозится в упаковках из которых формируют грузовые места. Стандартным считается грузовое место из 8 упаковок целлюлозы. В грузовом месте упаковки обвязывают алюминиевой проволокой.
В зависимости от возможности портовых кранов, в одном подъеме может быть различное количество грузовых мест, например, в портах Испании и Португалии, четыре, а в высокотехнологичных портах США и Канады – более 10. При выгрузке количество мест также зависит от возможностей портовых средств, например, в Антверпене выгружают по 10 – 13 грузовых мест в одном подъеме. Кроме портовых кранов, целлюлозу грузят и выгружают судовыми кранами, особенно специализированные суда. Например, суда компании «Gearbulk» оборудованы двумя кранами типа «open hatch gantry crane», грузоподъемностью 70 тонн каждый, которые в одном подъеме поднимают не один десяток грузовых мест, что значительно сокращает время грузовых операций.
Погрузка целлюлозы краном типа «open hatch gantry crane». Фото с сайта компании Gearbulk.
Подготовка трюмов к погрузке целлюлозы
Для целлюлозы опасны не только загрязнения, оставляющие на ее поверхности пятна, но и попадание в кипы окалины, краски, мелкого мусора и частиц от остатков ранее перевозимых грузов.
Для того, чтобы в упаковки не попали инородные частицы, трюма судна необходимо приготовить к погрузке. Для этого необходимо удалить остатки ранее перевозимых грузов и тщательно замыть все поверхности трюмов, включая переборки и внутреннюю поверхность крышек трюмов. Особое внимание необходимо уделить трудно доступным местам, таким как шахты вентиляции, ниши для фонарей освещения, технологические отверстия различного назначения, а также участкам с толстым слоем окалины и шелушащейся краски, в которых могут оставаться мелкие частицы от ранее перевозимых грузов и которые, отвалившись и попав в кипы, сами будут являться их загрязнителем.
Подъем из четырех грузовых мест целлюлозы
По окончании замывки трюмов необходимо вычистить льяльные колодцы. После этого трюма необходимо высушить. Если позволяет время и имеется возможность, то трюма красят трюмной краской.
После швартовки к причалу погрузки, трюма судна осматривает сюрвейер. Осмотр проводится очень тщательно, если в трюме будут обнаружены остатки предыдущего груза, например, несколько зерен, то сюрвейер не примет трюм и потребуется его готовить снова. Очевидно, что это приведет к простою судна и непроизводственным расходам, к которым судовладельцы, особенно в России, относятся весьма негативно. Кроме того, в некоторых портах могут не разрешить замывку трюмов в порту и потребуется выход в море, что еще значительно увеличит расходы.
Подъем целлюлозы портовым краном.
Таким образом, к подготовке грузовых трюмов для перевозки целлюлозы необходимо относиться очень ответственно и замывать их очень тщательно.
Подготовка к погрузке
До начала погрузки, через судового агента, необходимо получить информацию о грузе: общий вес, количество грузовых мест и их размеры, имеются или нет ограничения по высоте укладки, степень опасности для людей, и любые другие особенности, которые могут потребовать принятия дополнительных мер безопасности.
Укладка целлюлозы на палубу в трюме.
Получив информацию грузовой помощник составляет предварительный грузовой план и согласовывает его с капитаном.
После прихода в порт, капитан согласовывает грузовой план с представителем грузоотправителя или иного уполномоченного лица, ответственного за погрузку.
До начала погрузки необходимо согласовать с агентом вопрос о внесении оговорок в коносамент. Может потребоваться согласование данного вопроса с судовладельцем, от которого необходимо получить письменные инструкции.
Укладка грузового места с целлюлозой.
Также необходимо уточнить у агента или представителя грузоотправителя размер грузовых мест, то есть сколько упаковок целлюлозы должно быть в одном грузовом месте.
Укладка целлюлозы в трюмах судна
Связки целлюлозы укладывают в трюмах от борта до борта, в плотную друг к другу и к бортам, чтобы во время качки они не терлись и не повреждались.
Обычно для целлюлозы нет ограничений по высоте укладки, поэтому трудностей с размещением в трюме не возникает.
Как правило погрузка осуществляется только в сухую погоду.
Укладка целлюлозы в трюме костера.
Характерные повреждения грузовых мест
1. Упаковка порвана и частично отсутствует, поэтому листы целлюлозы не защищены от загрязнения.
2. Упаковка загрязнена.
3. Имеются следы загрязнения на листах целлюлозы.
Как правило, упаковки с сильными повреждениями к погрузке не принимают.
Наблюдение за целлюлозой в море
Так как целлюлоза гигроскопична, то она очень чувствительна к отпотеванию и сама его вызывает. Если позволяет погода, то трюма необходимо вентилировать, чтобы избежать или, по крайней мере, уменьшить отпотевание крышек трюмов. Если трюма не вентилировать, то при определенной разнице температур целлюлозы и наружного воздуха и забортной воды, на внутренней стороне крышек трюмов и комингсов, может происходить интенсивное отпотевание, которое приведет к намоканию целлюлозы.
Капли отпотевания на внутренней поверхности крышки трюма с целлюлозой.
Автор капитан В.Н. Филимонов