Таймшит — акт учета сталийного времени — Балтийский Ллойд

Таймшит — акт учета сталийного времени

В каждом договоре на перевозку груза, применительно для целей нашей статьи будем его называть рейсовый чартер, обязательно указывается время, выделенное для обработки судна в каждом порту погрузки и выгрузки. Это время называется сталийным временем.

Отсчет сталийного времени начинается с момента подачи нотиса о готовности судна к грузовым операциям. Хотя фактически счет сталийного времени будет вестись как оговорено в чартере. Важно, чтобы капитан знал об этом и успел подать нотис в нужное время. Порядок подачи нотиса о готовности рассмотрен в отдельной статье в разделе Грузовые операции.

Если фактическое время обработки судна в порту превысило сталийное время, то считается, что судно находится с этого момента на демередже (demurrage). Демередж — это штрафные санкции, предусмотренные за превышение сталийного времени. Порядок расчете демереджа также оговаривается в чартере. Капитану, главное своевременно подать письменное заявление о том, что с такого-то момента времени судна находится на демередже.

В чартере также оговаривается какое время исключается из сталийного времени, например, при погрузке и выгрузке гигроскопичных грузов (грузов, впитывающих влагу) время, когда шел дождь или снег исключается из сталийного времени. Также. указываются дни, которые не включаются в сталийное время, например, выходные дни и национальные праздничные дни в порту.

Для окончательного расчета сталийного времени и времени демереджа обычно используется документ, который называется таймшит (Timesheet). В некоторых портах, в виде отдельного документа, таймшит может не оформляться, а все данные из него заносятся в акт учета стояночного времени (Statement of Facts — SoF).

На судне, по поручению капитана, таймшит ведет грузовой помощник. В таймшит заносят все, что имеет отношение к грузовым операциям. Время необходимо указывать с максимальной точностью, не рекомендуется округлять с точностью до пяти минут, потому что это приводит к не учёту этих минут, и, если таких округлений будет много, тогда и неучтенного времени получится много, значит, это может привести к тому, что хотя по  чартеру сталийное время уже закончилось, а по таймшиту нет, значит капитан подаст заявление о демередже позднее и судовладелец может не полностью получить, причитающийся ему демередж.

Так как данные в таймшит переносятся из судового журнала, то капитану необходимо каждый день его проверять, чтобы своевременно обнаружить пропущенные вахтенными помощниками записи. Записи в таймшите, не подтвержденные соответствующими записями в судовом журнале, при юридических спорах, практически не будут ничего значить.


Автор капитан В.Н. Филимонов