Подготовка грузовых трюмов к погрузке груза:
- Замести трюм от остатков выгруженного груза, очистить льяльные колодцы от просыпавшегося в них груза.
- Замыть трюм забортной водой, включая крышки трюмов изнутри трюма, переборки, твиндечные понтоны, подпалубное пространство, съемные бимсы и переборки и все другие места где могут остаться остатки сыпучего груза, сепарации или любого мусора.
- Осушить и вычистить льяльные колодцы.
- Проверить работу вентиляции.
- Осмотреть исправность электрических кабелей, проходящих в трюме.
- Проверить состояние трубопроводов, проходящих через грузовые трюма.
- Проверить освещение.
- Проверить входные двери, лазы и трапы, ведущие в трюма.
- Проверить работу предупредительной сигнализацию уровня воды в трюме, если трюм ею оборудован.
- Проверить работу пожарной сигнализации если трюм ею оборудован.
- На крышках трюмов проверить состояние уплотнительной резины, задрайки и другие запорные устройства, вентиляционные лючки.
- Проверить исправность устройств для контроля температуры или состояния атмосферы в трюмах, если таковые установлены.
- Обновить маркировку обозначающую границы днищевых и бортовых топливных танков.
- Проверить герметичность крышек трюмов путем полива стыков из пожарного шланга под давлением.
Мероприятия, требуемые при перевозке некоторых специфических грузов:
Перед погрузкой некоторых грузов требуется, чтобы в трюме не было посторонних запахов. Посторонние запахи почти всегда присутствуют в грузовых трюмах. Хорошим способом избавиться от посторонних запахов является сжигание небольшого количества кофе в грузовых трюмах. Горелый кофе хорошо убивает запах рыбной муки.
При перевозке грузов, боящихся контакта с соленой водой, может потребоваться сполоснуть трюм пресной водой после того, как его замыли забортной водой.
При перевозке сыпучих грузов крышки льяльных колодцев прокладывают чистой мешковиной, чтобы исключить попадание груза в льяльные колодцы.
Льяльные колодцы не должны быть загерметизированы наглухо. Они должны быть всегда готовы для откачки попавшей в трюм судна воды.
При перевозке мела или соли может потребоваться побелка переборок и днища судна мелом.
При перевозке зерновых грузов не рекомендуется красить трюм, как минимум за 10 дней до погрузки, так как в трюме может сохраняться запах краски, и фрахтователь может отказаться от погрузки зерна в только что покрашенный трюм.
При погрузке бумаги или целлюлозы необходимо тщательно готовить трюма чтобы в них не осталось зерен, если последним грузом был груз зерна. В случае обнаружения зерен судно будет считаться неготовым к погрузке и потребуется повторная подготовка грузовых трюмов.
Если на переборках трюма в труднодоступных местах имеется отслаивающаяся окалина, то ее необходимо удалить. Также следует удалять шелушащуюся краску.
В некоторых случаях может потребоваться полная покраска грузового трюма, чтобы не было никаких следов ржавчины.
В общем случае принцип подготовки предельно прост: трюм всегда должен быть в таком состоянии, чтобы исключалась всякая возможность его повреждения от контакта с остатками ранее перевозимых грузов и от контакта с конструкциями и оборудованием судна.
Трюм грузового судна готов к погрузке пиломатериалов. Красной краской на бортах отмечены границы бортовых топливных танков.
Проверка крышек трюмов на водотечность. Моряки поливают стыки крышек водой из шланга, а старший помощник в трюме наблюдает не появится ли вода на стыках.
Если в процессе подготовки грузовых трюмов к погрузке какого-нибудь груза у капитана и грузового помощника возникают вопросы или сомнения, на которые они не могут найти удовлетворительный ответ в имеющихся справочниках и руководствах, то капитану настоятельно рекомендуется обратиться за разъяснениями к фрахтователю, оператору или судовладельцу. Никакие меры разумной предосторожности не могут считаться излишними, если благодаря им можно избежать повреждения или порчи груза.
После подготовки судна к погрузке груза необходимо сделать соответствующие записи в судовой журнал и грузовую книгу. Не лишним будет сделать фотографии трюмов, льяльных колодцев, процесса проверки крышек на герметичность и другого оборудования трюма.
Автор капитан В.Н. Филимонов